Сибирские огни, 1989, № 1
приобретая поистине символически-фило- софское звучение в легенде о Марии-храни- тельнице. Давным-давно на поселение сибирских казаков-первопроходцев внезапно напали кочевники-джунгары. Они вырезали почти всю деревию. В одной из изб чудом уцеле ли бившаяся в родовых схватках женщина по имени Мария да несколько соседских ребятишек. Джунгары ушли, а надо было продолжать жить. И вот «год за годом она знала только одно — работать и работать, чтобы поставить на ноги ребятишек. Ковы ряла сохой землю, сеяла хлеб, убирала его, валила бревна и рубила избушки. Подрас тали ребята, женились, заводили своих де тей, и жизнь не останавливалась, шла и шла вперед». А когда Мария почувствова ла, что у нее нет больше сил, она присела на берегу реки, оглянулась «и увидела, что за спиной у нее целая деревня». Хотела возблагодарить она бога, да задумалась: «Разве бог помог сохранить здесь жизнь? Ведь она сама, вот этими руками ее выхо дила. А бог равнодушно смотрел... Нет бо гу заботы и печали. И если кто может все это сохранить, то лишь она сама». Да, ни бог, ни начальство, ни умные ма шины не построят за тебя счастливую жизнь. Но не только в этом глубинный смысл мудрой легенды, которую М, Щукин органично вводит в ткань повеств.ования. Мария-хранительница символизирует собой вековой опыт и разум народный, преемст венную память, связующую поколения. В этой неразрывиой цепи поколение, ко торое представляет Иван Завьялов,— одно из замыкающих звеньев. Как человек проч ных крестьянских корней, Иван остро осоз нает, что «живет не только свою собствен ную жизнь, но еще и вмещает в себя сотни других жизней, прожитых до него». Он чув ствует, как «кровь ушедших бродит в нем. Значит, не напрасным, не зряшным был путь, пройденный до него, и надо сделать все, чтобы твои помыслы, твои беды и ра дости отозвались в тех, кто пойдет сле дом». (Нечто подобное, вспомним, ощущает и главный герой «Имени для сына».) В этом Иван видит «самый высокий, самый затаенный смысл той работы, которую он делал на земле». И еще одну очень важную мысль прово дит автор образом Марии-хранительницы — мысль о нравственном наполнении труда земледельца, об одухотворенной его краоот'З, без чего, убежден автор, В'Ообше немысли ма полноценная человеческая жизнь. Бо лее того, «когда люди начинают думать только о том, что поесть и обуть, они, даже самые богатые, превращаются в бедняков». Совершая один из своих незримых обхо дов по деревне Белая речка, Мария-храни тельница «вдруг увидела, что вместе с дос татком, рядом, растет и на глазах увеличи вается огромная брешь, дыра, пустота не заполненная», а люди, увлеченные приоб ретением машин, мотоциклов, цветных те левизоров, принимая все это как заслужен ную награду за прошлые «долгие годы хо лода и голода», начинают опускаться и опустошаться, забывая о своем высоком человеческом предназначении, о подлинной красоте жизни, которая начинается «с до ма, с поля — растет, крепнет и становится, в конце концов, красотой души». Повесть М. Щукина — своего рода по весть-предупреждение. Не случайно названа она «Оборони и сохрани». Оборони и со храни от губительного безразличия и рав нодушия землю свою, человек, оборони и сохрани от наплевательского отношения ве ликое «хлебное дело», оборони и сохрани от корысти и цинизма, безверия и бездухов ности самого себя, человек!.. В этом, собст венно, и заключен основной пафос повести М. Щукина. И не только ее одной. «Считал я и вот к чему пришел: если бы каждый житель нашей земли, какого бы сословия ни был, делал посильную работу на земле, у нас бы рай наступил. К счастью одного можно всяко прийти: и хитростью, и обманом, и злодейством, и мошенничест вом. К счастью всех — дорога одна — хлеб работать надо... Хлеб дело святое»,— Так написал в своих произведениях кресть янский философ Тимофей Бондарев, убеж дения которого в мрачные 80-е годы девят надцатого столетия для определенной час ти русской интеллигенции стали даж е свое го рода общественной программой. Повесть С. Задереева «Заветное слово» (Красноярское кн. изд-во, 1987) как раз и посвящена последним шестнадцати годам долгой, нелегкой, предельно насыщенной жизни правдолюбца и правдоискателя Ти мофея Михайловича Бондарева — тому яр кому и плодотворному периоду в его судь бе, когда мысль за мыслью, слово за словом создавались его главные сочине ния — «Трудолюбие, или Торжество земледельца» и «Се человек», где он рьяно отстаивал непреходящую че ловеческую ценность и значение в жизни российского общества крестьянина-труже- ника — главного кормильца страны и в ко торых пропел он подлинный гимн великому «хлебному делу». В повести перед нами предстает удиви тельно самобытная, колоритная личность, вобравшая в себя лучшие черты русского хлебопашца, личность, идущая в своих не простых социально-экономических, фило софских и нравственных исканиях от изна чальной мудрости народной, от духовных истоков российского крестьянства. «Жить трудом и любовью»,— вот основа основ как собственного существования Ти мофея Бондарева, так и всего того, к чему призывал он в своих писаниях. И это не просто теоретические постулаты, а, шаг за шагом прослеживая жизнь своего персона жа, доказывает С. Задереев,— внутренняя потребность жить именно так, а не иначе, потребность, которая проявляется букваль но во всем и, пожалуй, лучше всего сфор мулирована в собственных же словах Бон дарева: «Два греха не преступлю — чело века убить и тунеядства». За тысячи верст от российских столиц, в глухоманном углу Сибири затерялась де ревушка Бондарева с ее бедным, забитым, неграмотным населением. Однако страстныеб поистине подвижнические усилия его, фи- лософа-самородка и крестьянского радете ля, в воплощении человеколюбивых идей не оказались, как вполне того можно было ожидать, «гласом вопиющего в пустыне». Тимофея Бондарева услышали многие пе редовые люди того времени и одним из пер
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2