Сибирские огни, 1989, № 1
Прорвать порочный круг было нелегко, но, раз за разом доказывали лучшие наши художники, тем не менее можно. И это «можно» вселяло надежду в сердца моло дых художников. Н адежда эта звучит в упоминавшихся выше размышлениях М. Щукина, она же сквозит в признании челябинского прозаика В. Курносенко; «Сильное влияние на мое творческое по ведение оказал Шукшин, До этого по ка кому-то, возможно, максималистскому за блуждению мне казалось, что все пишущие как бы обходят какую-то важную сущест венность, без коей литература слов.ко бы не литература еще... Шукшин же показал мне; не только можно (выделено В. Курно сенко.— А. г .), а необходимо это делать — писать, ибо писать «не вранье» возмож но; трудно, но можно, можно! Это и было открытием» (Проза молодых: новые имена — новые проблемы? «Лит. газета», 30 июля 1986 г.). Для молодых писателей, воспитанных в атмосфере полугласности, полуправды, дол гое время на словах приобщенных, а на де ле отлученных от решения важных общест венно-политических задач, это действитель но было открытие. Открытие, которое, с одной стороны, сулило широкие возможно сти и перспективы, а с другой — обнару жило, что сплошь и рядом молодая литера тура попросту не готова к тяжелому бре мени полной правды, которую надо не толь ко суметь донести людям, но и стоять за нее до конца. Почему же сегодня, когда «правда» н «можно» — понятия суть неразделимые, многих нынешних дебютантов сковывает такая робость? Только ли здесь страх пси хологического свойства: мол, перемены пе ременами, но что скажет целехонькая пока еще и здоровехонькая «княгиня Марья Алек сеевна»? Я думаю, что в неменьшей, если не в большей, степени тут боязнь иного свойства: начав стремиться к полной прав де, волей-неволей придется ломать и пере страивать не только привычное мировоспри ятие, но и систему художественного мыш ления, которая так упорно насаждалась бю рократической эстетикой многие годы. Страх этот довлеет над многими пишу щими, в том числе и молодыми, связывает по рукам и ногам, а в результате даж е там, где налицо хорошее знание предмета изоб ражения, свежесть фактуры, социальная злободневность, авторам далеко не всегда удается достичь истинной правдивости и художественной самобытности. Проиллюстрировать высказанные наблю дения нетрудно, стоит лишь открыть сбор ник начинающих прозаиков Новосибирско го книжного издательства «Дебют» и позна комиться с заглавной его повестью «Ново годний рейс». Ее автор, Виктор Серов, то, о чем он пи шет, знает не понаслышке — несколько лет проработал на БАМе шофером. И, естест венно, читатель был вправе рассчитывать на содержательный, глубоко серьезный и откровенно-острый разговор о жизни и проблемах (социальных и духовных) тех, кто строит и осваивает Байкало-Амурскую магистраль. В чем-то поначалу ожидания наши сбы ваются: автор ставит ряд насущных как для БАМа, так и для всей нашей хозяйственной и общественной жизни проблем (неритмич ность производства, плохая организация труда, ведущая к срывам, авралам, невни мание к социально-бытовым нуждам строи телей и т. д .) ; возникает в повести и до вольно напряженный конфликт между кол лективом шоферов, работающих не за страх, а эа совесть, и завгаром — морально нечистоплотным, зарвавшимся начальником, спекулирующим, к тому же, на комсомоль ском энтузиазме молодых водителей. И все бы ничего, да вот только и пробле мы, и конфликт повести «Новогодний рейс» лишь зафиксированы, обозначены, но худо жественно не осмыслены и не развиты. Од нако еще хуже то, что едва ли не с первых страниц произведения В. Серов ступает на облегченный путь готовых художественных решений и стереотипов, сложившихся в прозе о первопроходцах современной Сиби ри в 60—70-х годах. Хорошо видно это уже на самом сюжетно-композиционном строе произведения, который держится на стандартной, набившей оскомину, экстре мальной ситуации. В канун Нового года главному герою по вести Олегу Шестаку неожиданно поруча ют труднейший шесгисоткилометровый (в один конец) рейс за теплой одеждой для строителей, которую ждут они уже два го да. Параллельно, в то же время и тот же пункт назначения, на мощном вертолете ле тит по своим личным делам завгар, кото рый, наверное, без всякого труда и мог бы захватить на обратном пути эту злопм уч- ную одежду... Однако тот, кто, не без основания, решит, что вокруг этого вопиюще-безобразного факта и разгорятся страсти, глубоко оши бется. Как ни странно, прогон порожнего, с одним пассажиром, вертолета не вызывает у автора почти никаких эмоций, хотя вот они — и настоящая проблема, и настоящий конфликт; царек-начальник, уверенный в своей безнаказанности, может позволить се бе все, вплоть до использования в личных целях дорогостоящей техники. Ан нет, все внимание В. Серова обращено на героические усилия шофера, преодолева ющего на своем грузовике сотни километров тяжелого и опасного пути, чтобы, любой ценой выполнив задание, поспеть к бою курантов. В общем-то, повесть «Новогодний рейс» и представляет собой подробный дорожный репортаж с описанием то и дело возникаю щих трудностей и приключений, с довольно- таки искусственными ретроспекциями, из которых мы кое-что узнаем о прежней жизни главного героя и причинах, привед ших его на БАМ, и, конечно, с непремен ным «хэппи-эндом» (преодолев все прегра ды, буквально с последним ударом часов Олег Шестак появляется победителем на новогодней шоферской вечеринке). Ну, а между делом конфликт с завгаром разре шается моральным посрамлением послед него... Склонность к шаблонам проявляется у В. Серова и в плоско-прямолинейных ха рактеристиках персонажей, и в контраст ном черно-белом разделении персонажей на безусловно хороших, вроде Шестака, и, на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2