Сибирские огни, 1989, № 1
и не только, между прочим, в творчестве начинающих. Давление застойных тенден ций испытали на себе художники разных поколений. Но если у тех же «сорокалет них» (я уж не говорю о литераторах, как личность сформировавшихся в предвоенные и военные годы) был, в противовес их сов^ременному, некий изначальный духов ный базис, опирающийся на вековой уклад и традиции народной жизни, по которому, как по эталону, можно было сверять теку щее бытие, то у писателей более поздних призывов такого альтернативного базиса не имелось. Они были детьми своего вре мени, и большинство из них другого до не давних общественных перемен попросту не знали. (Кстати, если уж приспела нужда непременно как-то обозначать поколения, дабы отличить их одно от другого, то я бы назвал литераторов рождения 50-х годов «детьми застоя». По крайней мере, ближе к сути и не столь казенно-статистически, как все эти «сорокалетние», «тридцатилет ние»...) «Наше поколение, родившееся в пятиде сятых, входило в самостоятельную жизнь с «расщепленным» сознанием: слышали мы одно, видели — другое,— говорит о себе и своих сверстниках один из наиболее ныне известных представителей этой генерации, новосибирский прозаик Михаил Щукин и поясняет, что им, «детям застоя», не дало окончательно сбиться с верного граждан ского и нравственного курса: — И если мы все-таки не расшибли свои головы о лед безверия, то помогла в этом честная лите ратура. Она говорила нам правду о не простом времени, она учила жить достой но, а нас, кто набрался нахальства и риск нул сесть за чистый лист бумаги, учила еще и быть честным перед этим листом» («Мо лодая гвардия», 1987, № 9, с. 285). Но, уны, учила-то чаще всего не эта, по- настоящему честная и достойная литерату ра. Не только на неискушенных читателей, но и иа многих пробующих перо гораздо более сильное, вернее — более массирован ное, влияние оказывала так называемая «серая» литература, которую бы я, по ана логии с широко бытующим нынче экономи ческим термином, назвал еще «теневой». Немного отвлекаясь, хочу заметить, что мы несколько упрощенно понимаем «серую» литературу всего лишь как бесцветную, художественно усредненную, нивелирован ную словесность, кото.рая опасна постольку, поскольку загораживает своей массой та лантливые произведения. Подобное пред ставление о литературной серости принижа ет ее реальную опасность, которая, на мой взгляд, глубже и серьезней. Схемы, штампы, стереотипы, готовые худо жественные решения и конфликты...— все эти внешние приметы «серой» литературы прекрасно известны; они настолько уже об рыдли, навязли в зубах, что и перечислять- то их лишний раз нет желания. Причем они не появились только сегодня. Они сущест вовали и двадцать, и тридцать лет назад. И тогда тоже вострили против них крити ческие перья. А штамп тем не менее (пере фразируем классика) существует — и ни в зуб ногой! Д аж е и процветает, став тонь ше, изощренней, современней. Невольно возникает вопрос: что же — де- сятилетияш! до многих и многих наших писателей не могут дойти такие очевидно элементарные веши? Выходит, что одно по коление глухих к слову, бездарных литера торов сменяет другое — и в том вся причи на? Но вот что любопытно. При всей сво ей унифицированности, едва ли не каждое произведение «серой» прозы содержит, помимо того, и действительно яркие, худо жественно сильные страницы, а это гово рит за то, что дело, видимо, не только в неискоренимой бездарности авторов таких книг. Если даже бегло взглянуть на историю советской литературы, то без особого труда можно обнаружить, что ее взлеты и паде ния, в основном, совпадают с «оттепелями» и похолоданиями в нашей общественной жизни. Вспомним, какое бурное возрожде ние пережила литература после XX съезда партии. Нечто подобное, только, может быть, пока в меньших масштабах происхо дит и сейчас. А между этими пиками за стой как и во всех с ^ р а х нашей жизни. Застой, ставший отличной питательной сре дой для корыстного приспособленчества. А с другой стороны — тот же застой как по литическая ситуация диктовал свои усло вия, а вернее — подминал под себя, под верстывал под свои догмы национальную культуру, превращая ее в ширпотребов- скую, массовую культуру, оторванную от народных корней и истоков. И, естественно, создавал свою эстетику, которая соответст вовала бы господствовавшему командно бюрократическому, догматическому стилю общественных отношений. Ну, а какая же бюрократия может обойтись без липкой паутины ограничений и регламентаций, ко торые обезопасивают ее существование, рег ламентаций, направленных прежде всего против демократии и свободы творческих поисков? Вот тут-то как раз очень становятся кстати удобные в идеологическом употреб лении разного рода схемы и стереотипы, с помощью которых бюрократическая олигар хия небезуспешно воздействует на массы, навязывая им свое, необходимое ей, пред ставление о моральных и нравственных ценностях. Ведь все эти ЧП и авралы, но ваторы и консерваторы, картинные передо вики на лубочном социальном фоне, герои ческие первопроходцы, купающиеся в ро зовых облаках туристской романтики и эк зотики, все эти любовные, семейные, да, впрочем, и военные, и историко-революци онные штампы, которые буквально навод нили нашу литературу последних двух де сятилетий, имели и имеют одну главную цель — отвлечь от правды и противоречий реальной жизни, ее горячих проблем. Разлагающее действие такой, с позволе ния сказать, эстетики не могло не сказать ся на творческом становлении начинающих писателей. Тем более что, в отличие от под линных культурных и художественных цен ностей, которые нередко тщательно скрыва лись и замалчив.ались, подсобная эстетика бюрократизма широко пропагандировалась и тиражировалась, подкреплялась некото рыми солидными в области искусства и ли тературы именами и авторитетами. На эту эстетику работала и издательская машина, которая, как и любое другое производство в годы застоя, всецело зависело от команд но-бюрократического диктата.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2