Сибирские огни, 1989, № 1
роини рассказа Дуси, опухоль, которая (н это во всех деталях удалось показать автору) метастазами прорастает в детях, которым изо дня в день преподаются на глядные уроки нравственного лицедейства. Не так уж много времени потребовалось, чтобы новыми произведениями молодых авторов (в том числе и самой Т. Набатни- ковой) подтвердить правомерность этой столь ужесточенной позиции, доказать идей но-художественную ее состоятельность, тем более что проблема семейной прочности с годами не исчезает, а, наоборот, становится все острее. В сущности, те же, что и в рассказе «Те бя от ранней зари», мотивы звучат в рас сказе начинающего новосибирского прозаи ка Игоря Ткаченко «Когда вернешься до мой» («Дебют». Новосибирское кн. изд-во, 1986). Герой рассказа едет в отпуск в края сво его детства и вспоминает один из драматич ных моментов той юной поры, когда в жизнь их семьи вторгается красавица Свет лана Фатьянова — мать его одноклассника. Лирическая по тональности, о чем гово рят уже вступительные аккорды новеллы («там безлюдные песчаные пляжи,..», «там ждешь чуда...», «там все осталось, как бы ло...»), она остро драматична по нравст венной сути. Автор пытается показать дра му осознания подрйостком двух противопо ложных, но перепутавшихся в один клубок, чувств: высокого — любви и низкого — предательства. Мальчик сердцем принимает Фатьянову, в которую влюблен его отец («я радовался за отца, что ему досталось танцевать с Фатьяновой, если бы я был взрослый, я бы тоже так с ней танцевал, касаясь щекой ее волос..,»), неосознанно понимает и поддер живает чувство отца. И завидует Сашке Фатьянову — «за что ему такая мать?» Все это переполняет неокрепшую душу («я бо ялся расплакаться от пронзительной жало сти к отцу, Фатьяновой и себе»), подводит героя к какой-то черте, грани, за которой должно начаться что-то качественно новое («Я рвался из детства, уже почти знал и почти чувствовал, смелый в мыслях, уже погружался в мир неясных желаний и, пу гаясь, отступал, так и не успев понять»). Состояние «непреходящего удивления и ожидания», отмеченное, кстати, почти теми же словами в рассказе Т. Набатвиковой, вообще есть естественное состояние отроче ской души. Это — ожидание счастья, пока еще понимаемого очень расплывчато, каж дый раз по-разному рисуемого В'оображени- ем. Для героя И. Ткаченко, например, счастье олицетворено поначалу в образе любимой женщины отца. Но это — и под спудное ожидание прозрения, понимания истинной цены создаваемых самому себе иллюзий. Присматриваясь к взаимосвязям внутри треугольника (мать — отец — Фатьянова), герой рассказа «Когда вернешься домой» мало-помалу начинает понимать, что счастье одних может обернуться несчасть ем других, а любовь — предательством. Причем страшнее всего, что предательство это совершается походя, легко и бездумно. «Я думал, предают только на войне, под пытками и дулом автомата, когда есть два пути: или — или,— размышляет герой рас сказа.— Я думал, на предательство, как и на подвиг, нужно решиться, нужно быть особенным. А это, оказывается, очень прос то — предать мимоходом, отмахнувшись удобной ложью». А виновницей этой лжи юный герьЯч те перь считает еще недавно обожаемую им Фатьянову (поистине — от любви до не нависти один шаг). «И поняв это, я уже не мог ее простить. Я не мог простить ей страх отца передо мной. Я не мог простить ей ждущую удара повинную его спину. И тогда я отказался от нее». Эти ложь и предательство приводят не только к конфликту внутри себя. Автор стремится (и, по-моему, напрасно) и внеш не накалить страсти. Он сталкивает в дра ке главного героя рассказа с Сашкой Фать яновым, в лице которсяч) (что даж е с точ ки зрения максималистской детской психо логии не очень убедительно) он бьет «все фальшивое и ложное, кажущееся красивым, морочащее голову». ...Повзрослевший герой через много лет возвращается в места своего детства, встре чает там также взрослого Сашку Фатьяно ва и уговаривается с ним ехать на рыбал ку. На этом рассказ и заканчивается. Но за кадром остается одно очень важное об стоятельство, без прояснения которого рас сказ, на мой взгляд, теряет четкие ориен тиры: как драма, пережитая в детстве, ото звалась во взрослой жизни героя-рассказ- чика? Вопрос этот остался у И. Ткаченко открытым, но ведь, в основном, именно ради него и был смысл затевать очередное «путешествие в детство». Как бы там ни было, но отразить в своем творчестве детские годы и все, что с ними связано, молодым авторам, как правило, удается достаточно свежо, проникновенно и даже, как видим, иной раз с неподдельным внутренним драматизмом. Гораздо боль шего труда стоит им художественное вос произведение «взрослой» жизни. Почему? В многочисленных дискуссиях о творчест ве молодых, развернувшихся в последнее время, часто звучит вполне резонный вро де бы довод: литератор, мол, такой нынче пошел — личностью мелкий, инфантильный, с недостаточно развитым общественным со знанием и гражданским те.мпераментом; он, дескать, отгородился от жизни застеклен ным личным мирком и отсюда все его твор ческие беды — уход от острых социальных проблем, бытовизм, мелкотемье, самоко пание... Предположим, что все это действительно так (я, правда, подобные обвинения в ад рес молодых принять безоговорочно не мо гу). Но, согласившись, нелишне поинтере соваться: а где же корни, истоки вьсех этих грехов молодых? Из чего, как сложился их «застекленный» мирок? И тогда придется вспомнить, что духов ное созревание и гражданское сташвление набирающей сегодня силу литературной волны пришлось, в основном, на тот печаль но памятный период в жизни нашего об щества, названный застойным, когда в пол ной мере начали проявляться и двойная мораль, и расплывчатость нравственных критериев (пресловутая амбивалентность), что, в свою очередь, не могло не сказаться на воспроизведении нашей действительности литературой и искусством.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2