Сибирские огни, 1989, № 1
та в военном тылу. Для многих и многих она не закончилась с победным салютом. «Нас еще догоняют осколки — острозубые волки войны»,— сказал в одном из своих стихотворений новосибирский поэт Иван Краснов, и нельзя не согласиться с ним, ви дя, как редеют с каждым годом ряды вете ранов, выкашиваемые фронтовыми ранами. Но не только бывших солдат «догоняют» военные осколки. В том убеждаешься, проч тя горький рассказ Николая Шипилрва «Ночное зрение» («Ночное зрение». М., «Молодая гвардия», 1986). В центре рассказа десятилетний мальчик по уличной кличке Санька Облезлый, при ехавший с родителями с Курильских остро вов. Он болен белокровием. Откуда такая напасть, догадаться нетрудно, если вспом нить атомную бомбардировку городов Япо нии (Курилы отделены от нее небольшим расстоянием). Родившись в середине соро ковых (а действие рассказа происходит где- то в середине пятидесятых), Санька Облез лый стал еще одной жертвой войны — жертвой бессмысленной, несправедливой. Санька знает, что он обречен, остро ощу щает трагизм своего положения. Он собира ет на свалках утиль, оставшиеся с войны медные гильзы и копит на... собственные похороны. Блажь? Чудачество? Но вот читаешь сце ну, где как-то по-стариковски мудро ведут между собой разговор бывший фронтовой разведчик, пастух Проня, у которого, чу дом уцелевшего, погибла на войне вся семья, и Санька Облезлый, и начинаешь по нимать, что нет, не чудачество — скорей, мужественная подготовка к неизбежному ра но повзрослевшего и духовно возмужавше го, хотя и юного по возрасту, человека. Разговор этот и сам по себе стоит того, чтобы к нему прислушаться, ибо в сути сво ей он о самом важном, общечеловеческом: о добре и зле, мнимой и подлинной красо те, о справедливости, наконец. «...Почему не одним и другим поровну? А? А то ведь одним — все, а другим что? Один и лицом красив, и талант имеет, а другой — нос картошкой, глаза горошкой... Вот оно, счастье-то, ему и не по нюху, не по глазам. Чем же он, брат Шура, некрасив? Кто ее образовал, красоту? Ты ее, милую, в стан дарты ли, в ГОСТы ли загнал? Или я? Нет, Шура... Правильная красота — добрая...— рассуждает Проня и делает пусть не ахти, может быть, какой оригинальный, но впол не соответствующий его и Санькиному ми роощущению вывод: — Жила бы красота с сердечностью — все бы спасла. Вот и вся химия, сынок. Хоть множь, хоть дели... Дал нам предок жизнь — живите, радуйтесь, молитесь брат на брата». Трагизм Санькиной судьбы особенно рез ко очерчен на фоне физически здорового и нравственно безмятежного детства его сверстников, в частности, героя-рассказчи- ка. Однако контраст этот нужен автору совсем не для того, чтобы подчеркнуть не мощность и убогость Облезлого. Напротив, им скорей подчеркиваются недюжинная духовная сила мальчика, недетская зре лость его души. Вольно или невольно Сань ка оказывает влияние на сверстников. Сказывается оно хотя бы в том, что ребя тишки с его улицы, до поры пренебрежи тельно относившиеся к Облезлому, узнав о переживаемой им трагедии, вскоре и са ми начинают копить деньги, чтобы... «от дать Санькиной матери для поездки на ку рорт», где есть надежда его вылечить. Впрочем, нравственное влияние Саньки Облезлого’простирается гораздо дальше той детской поры. «И поныне бессонными ноча ми я мучаюсь мыслью о том, почему созна ние общего горя роднит людей, а общее благоденствие разделяет с природой и себе подобными?..»— с высоты прожитых лет размышляет через многие годы герой-рас сказчик, и стоит, «стоит в его памяти Сань ка Облезлый, который копит на собствен ные похороны». Раз уж речь зашла о теме войны в со ветской литературе, хочу поделиться вот каким наблюдением, возникшим при чтении прозы о «военном детстве». В произведениях этого тематического пласта семейные отношения подчинены весьма жесткой схеме: отец (воюет или погиб смертью храбрых) и мать (самоот верженным трудом делает все для победы) являют для детей своих непременный обра зец мужества и душевной стойкости, мо ральный и нравственный пример. Са мо же содержание семейных связей, как правило, авторами таких произве дений опускалось либо представлялось в безоблачных тонах. Делалось это, ра зумеется, с благородной целью сохранить цельным и прекрасным образ поколения, которому все мы обязаны своим нынешним мирным существованием на земле. Подоб ная идеализация помогала оставить в не прикосновенности концепцию безусловного духовного величия советского человека, вы- сгоявшего и победившего в борьбе с лютым врагом. Стереотип оказался живучим. Давно уже мирное время ставило свои нелегкие вопро сы, а литераторы, пишущие о начальной по ре человеческой жизни, все еще продолжа ли жить эстетическими категориями, сло жившимися в прозе о «военном детстве», словно не замечая, как меняется, все более ослабляясь и разрушаясь, первичная ячейка общества. Не последнюю роль сыграл здесь св'оеоб- разный этический ограничитель. Долгое вре мя как нечто само собой разумеющееся счи талось, что, поскольку детство, семья форми руют человека, дают ему направление, по стольку, как бы там хорошо или плохо ни было, о нем, об истоке своем, и говорить надо только в светлых тонах, дабы не за мутить, не осквернить его. Инерция такого представления была настолько сильна, что иной взгляд, иной подход к изображению взаимоотношений в семье казался едва ли не кощунственным. Помнится, лет восемь назад один из пер вых рассказов Т. Набатниковой «Тебя от ранней зари» шокировал именно таким вот, пронизывающе-жестким, как рентген, взгля дом героини на свою прозябающую семью, где отец и мать сосуществуют друг с дру гом по привычке и тягостной необходимости. С завидной твердостью молодая писатель ница обнажила скрытую за коростой внеш них приличий, фальши и притворства опу холь взаимного отчуждения родителей ге
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2