Сибирские огни, 1989, № 1
трудна, на речке, где снесло половодьем мост, они все чуть не погибают... Сюжет осложнен немаловажным траги ческим обстоятельством: накануне этой по ездки Степанида получает похоронку на му- -жа. Однако она не только находит в себе силы отправиться в неблизкий и опасный путь, но и мужественно скрывает горькое известие от сына. Можно, конечно, обвинить А. Дитца во втор'ичности, эпигонстве, но я бы не спешил этого делать. Речь, скорее, надо вести о типологической общности. Ведь военное лихолетье ставило людей в какие-то типич ные для своего времени положения и ситуа ции, которые, впрочем, при кажущемся сходстве, невозможно было механически позаимствовать, ибо внутреннее их напол нение в каждой конкретной судьбе оказыва лось всегда индивидуальным, поскольку шло от неповторимого, личного, пережи того. Личностность, хотя повесть и написана от третьего лица, испО'Ведальная искрен ность, достоверность и незаемность всего в ней происходящего характерны и для по вести «Журавец над крышей». Ж аль только, что далеко не всегда пре красные эти качества подкреплены в произ ведении добротным литературным мастер ством. Более четырех десятилетий прошло с тех пор, но война и все, что с нею связано, продолжают притягивать к себе присталь ное внимание пишущих. Правда, в отличие от А. Дитца, большин ство молодых литераторов в осмыслении и отображении великой трагедии народной следуют уже не в русле традиционных ис поведей военного детства, а ищут какие-то иные пути. Это и закономерно. За редким исключе нием, у нынешних дебютантов совсем иной, впрямую не связанный с во.йной, жизненный опыт, поэтому военное лихолетье воспри нимают они опосредованно: через расска зы очевидцев, с помощью книг, кино, теле видения и т. д. и, чтобы избежать вторич- ности, они волей-неволей должны находить неожиданные ракурсы, повороты, изобра зительные средства, роль которых, в отсут ствие первичных наблюдений и впечатле ний, резко возрастает. Имея внутреннюю потребность сказать о Великой Отечествен ной войне свое слово, молодые авторы идут уже нередко не по пути безусловпой досто верности, обнаженной реальности повество вания, а по пути воздействия на читателя неожиданным сюжетным ходом, психологи ческим состоянием, врезающейся в память деталью. В рассказе «Журавлиха» («Дымы над горой». М., «Современник», 1987) краснояр ский прозаик Сергей Задереев скуп на краски и подробности. О старухе, потеряв шей на войне мужа, семерых сыновей и дочь, которая отправилась вслед за брать ями мстить врагу, молодой писатель рас сказывает лаконично, почти информацион но, чем поначалу вызывает даж е раздраже ние. Но, вчитываясь, начинаешь понимать, что красочное живописание горя матери здесь и впрямь было бы неуместно, более того — фальшиво. Задачу свою автор ви дит не в том. Он ищет единственно верный угол зрения, единственно нужный поворот в поведении героини, который бы высве тил всю глубину боли и страдания женщи ны, чью душу война сожгла и опустошила до дна, но не смогла уничтожить в ней од ного — неистребимой веры и надежды, С. Задереев такой поворот находит. По лучив последнюю — »а дочь Надю — по хоронку, Журавлиха три дня не показыва лась на людях. Когда же, навестив ее, председатель предлагает ей от колхоза по мощь («известное дело, одной трудно»), старуха неожиданно возмущается: «Ну и злыдень ты, Николай Петрович... Вы что же, хоронить меня вперед дочки собрались?» Что-то повернулось, сошло с рельсов в ее сознании, надорванном гибелью близких людей, и сумасшедшая, но необоримая на дежда на возвращение дочери не оставляет ее до самой смерти. Одной-единственной, психологически точной деталью подчерки вает автор эту надежду: «На почту она ходила реже. Раз в месяц. А потом и совсем перестала. Только к аж дый год шила для Нади свадебное платье_. Когда старушка умерла, гроб ее поставили посреди избы и открыли большой, кованный медью сундук. Думали, в нем припасена одежда, какая поновей, чтобы одеть в по следний путь Журавлиху. Но сундук был наполнен легкими свадебными платьями.» В основе рассказа омской писательницы Аллы Кузнецовой «Прощание Ивана» («Вчера бы дождь». Омское кн. изд-во, 1986) — сборьы русского крестьянина на священную войну. Не раз возникали они в нашей литературе. Достаточно вспомнить повесть Е, Носова «Усвятские шлемонос- цы», всю на этом построенную. Но А. Куз нецова не побоялась пойти по проторенно му пути, не испугалась, что голос ее зате ряется в общем хоре тех, кто пишет о че ловеке на войне. А не дает затеряться ее голосу прежде всего лирическое мироощущение, владею щее автором и его героями. В мироощуще нии этом нет ничего второстепенного, не нужного в окружающей жизни. В особен ности же обостренно-важной, до боли близ кой каждая мелочь бытия становится герою рассказа перед лицом того страшного и грозного явления, которое зовется «война» и с которым совсем скоро ему придется стол кнуться в смертельном поедивке. Естествен но, что на первый плат выходит душевное состояние человека, его обостренное чув ствование, неотделимое, впрочем, от воздей ствующих на него В'нешних обстоятельсте. Есть В новелле и свой поворот в знакомой теме. Многодетный русский крестьянин Иван, застигнутый сообщением о призыве в действующую армию на дальнем покосе, в спешке сборов (а времени до погрузки в эшелон у него в обрез) не успевает сделать одного чрезвычайно важного дела — по прощаться с детьми, которые, не подозревая о случившемся, ушли утром в лес по ягоды. И эта частность в безмерном море траге дии народной как-то по-особому высвечи вает ее, добавляя, к тому же, свежий штрих в нравственный облик русского солдата, который ради мира на земле готов был по жертвовать даже самым для себя дорогим. Нет нужды объяснять, что война — не только боевые действия или тяжелая рабо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2