Сибирские огни, 1989, № 1
щественного призыва ЦК ВЛКСМ сумел неплохо заменить Госкомтруд, комплектуя десятки отрядов добровоиьцев, И роман тика была, и палатки... Когда же министерства перейдут на хоз расчет, заставить их приступить к освое нию региона будет еще труднее. Для них выгоднее вкладывать средства в обжитых местах. Поэтому заказчиками будущих до рог (а впоследствии и «держателями их акций») должны быть ведомства, которые заинтересованы в освоении прилегающих к ним территорий. Тогда и долевое участие в финансировании проектирования и стро ительства новых магистралей было бы са мо собо'й разумеющимся... Тот, кто заказы вает, тот и платит. Представляется также, что для освоения районов Севера нужна особая экономическая политика. Речь идет о создании общегосударственного фонда помощи министерствам и ведомствам, кото рые будут осваивать перспективные реги оны. Этот фонд станет, по сути, государст венным кредитором, создающим для перво проходцев льготные экономические условия. Сегодня министерство примерно половину своих прибылей отдает в общегосударствен ный бюджет. А может, рациональнее остав лять большую часть этих средств у него в кармане? Пусть они идут в фонд развития министерства, но с обязательным направле нием денег на создание соответствующих социально-бытовых условий для их работ ников, осваивающих регион. Необходимо обеспечить на БАМе и са мую высокую в стране энерготехническую вооруженность труда. По перспективным оценкам, на хозяйственное освоение всей зоны БА?Аа потребуются десятки миллиар дов рублей. Половина этих средств необхо дима на технику пов-ышенной мощности, техника восполняет нехватку рук. Нередко говорят о необходимости при влечения к освоению зоны БАМа зарубеж ных партнеров, создания совместных фирм, заключения концессий с заинтересованными предпринимателями Запада. Отвергать за ключение концессий в принципе не следует. Кстати, сам БАМ был построен именно на концессионных началах. Мы взяли у Япо нии 1 млрд. 800 млн. долларов кредита, на него купили технику, и на десять процентов кредита — товары народного потребления. Бее эти «Камацу», «Катерпиллеры», само свалы, тягачи, которых полно на БАМе,—- это же все зарубежная техника, купленная за счет кредита. Сейчас за нее мы рассчи тываемся углем Нерюнгри. Между прочим, с этим углем тоже был допущен еще на стадии проектирования серьезный просчет. По первоначальным расчетам цена угля должна была выхо дить существенно ниже среднеотраслевой. Когда же стали строчть, оказалось, что многое не учли, и вместо 700 миллионов рублей Южно-Якутский угольный комп лекс обошелся в 3 с лишним миллиарда. Себестоимость и цена этого угля оказались уже совсем другими. Продаем его по за ключенному ранее договору, но без особой выгоды для себя. А за время строительства изменилась техническая конъюнктура, тех нология переработки руды. Потребность в коксе, ради которого в основном строили ТПК, отпала. Теперь японцы хотят умень шить объем поставок. А что предложить взамен? Ближайшие двадцать лет Нерюнгри будет работать только на Японию. Так нуж ны ли нам такие концессии? Нет, участие иностранного капитала в освоении зоны БАМа имеет смысл лишь на определенных условиях. Например, можно привлекать фирмы Запада и стран Дальне восточного региона к созданию предприя тий с совместным капиталом. Можно брать и технику, но право на риск должно быть равным с обеих сторон. На сегодняшний день основной потреби тель продукции, получаемой на БАМе,— Япония. Однако древесина им нужна бо лее высокого качества, уже и уголь не так необходим, да и американцы свою про дукцию стремятся сбывать японцам по более дешевым ценам. За счет чего же нам повышать конкурентоспособность нашей продукции? За счет качества? А знаете ли вы, что требования к экспортной продукции так высоки, что забракованная для выво за за рубеж древесина, к примеру, идет внутри страны по максимальным ценам. Так стоит ли продавать себе в убыток... ...Сейчас на магистрали происходит бо лезненный процесс перехода с экстенсивно го, валового, на более трудоемкий и техни чески сложный способ работы: раньше гна ли кубы и метры уложенных рельсов — «Давай! Давай!». Теперь ведущими в структуре работ стали монтаж, установка оборудования, пусконаладка. Значит, изме нились и поставки: вместо рельсов, шпал и панелей нужно оборудование, десятки ты сяч наименований. Серьезнейшее значение приобретает комплектность поставок. ...Сегодня БАМ ждет новых технологий, иных организационно-экономических реше ний. Остро необходим современный комп лексный подход к выработке единой кон цепции освоения. Перестройка, идущая в стране, нацелена, прежде всего, на то, что бы ликвидировать систему безответственно сти. На БАМе это важно, как нигде. * Сергей Иванович Шрамко родился в 1955 году в г. Бийске А л тайского края. Окончил факультет журналистики Уральского государ ственного университета. Работает ответственным секретарем многоти ражной газеты «Академстроевец». Публиковался в журналах ч:Сибирские огни», ^Журналист», «Рабоче-крестьянский корреспондент». Живет в Новосибирске.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2