Сибирские огни, 1989, № 1

щественного призыва ЦК ВЛКСМ сумел неплохо заменить Госкомтруд, комплектуя десятки отрядов добровоиьцев, И роман­ тика была, и палатки... Когда же министерства перейдут на хоз­ расчет, заставить их приступить к освое­ нию региона будет еще труднее. Для них выгоднее вкладывать средства в обжитых местах. Поэтому заказчиками будущих до­ рог (а впоследствии и «держателями их акций») должны быть ведомства, которые заинтересованы в освоении прилегающих к ним территорий. Тогда и долевое участие в финансировании проектирования и стро­ ительства новых магистралей было бы са­ мо собо'й разумеющимся... Тот, кто заказы ­ вает, тот и платит. Представляется также, что для освоения районов Севера нужна особая экономическая политика. Речь идет о создании общегосударственного фонда помощи министерствам и ведомствам, кото­ рые будут осваивать перспективные реги­ оны. Этот фонд станет, по сути, государст­ венным кредитором, создающим для перво­ проходцев льготные экономические условия. Сегодня министерство примерно половину своих прибылей отдает в общегосударствен­ ный бюджет. А может, рациональнее остав­ лять большую часть этих средств у него в кармане? Пусть они идут в фонд развития министерства, но с обязательным направле­ нием денег на создание соответствующих социально-бытовых условий для их работ­ ников, осваивающих регион. Необходимо обеспечить на БАМе и са­ мую высокую в стране энерготехническую вооруженность труда. По перспективным оценкам, на хозяйственное освоение всей зоны БА?Аа потребуются десятки миллиар­ дов рублей. Половина этих средств необхо­ дима на технику пов-ышенной мощности, техника восполняет нехватку рук. Нередко говорят о необходимости при­ влечения к освоению зоны БАМа зарубеж ­ ных партнеров, создания совместных фирм, заключения концессий с заинтересованными предпринимателями Запада. Отвергать за­ ключение концессий в принципе не следует. Кстати, сам БАМ был построен именно на концессионных началах. Мы взяли у Япо­ нии 1 млрд. 800 млн. долларов кредита, на него купили технику, и на десять процентов кредита — товары народного потребления. Бее эти «Камацу», «Катерпиллеры», само­ свалы, тягачи, которых полно на БАМе,—- это же все зарубежная техника, купленная за счет кредита. Сейчас за нее мы рассчи­ тываемся углем Нерюнгри. Между прочим, с этим углем тоже был допущен еще на стадии проектирования серьезный просчет. По первоначальным расчетам цена угля должна была выхо­ дить существенно ниже среднеотраслевой. Когда же стали строчть, оказалось, что многое не учли, и вместо 700 миллионов рублей Южно-Якутский угольный комп­ лекс обошелся в 3 с лишним миллиарда. Себестоимость и цена этого угля оказались уже совсем другими. Продаем его по за ­ ключенному ранее договору, но без особой выгоды для себя. А за время строительства изменилась техническая конъюнктура, тех­ нология переработки руды. Потребность в коксе, ради которого в основном строили ТПК, отпала. Теперь японцы хотят умень­ шить объем поставок. А что предложить взамен? Ближайшие двадцать лет Нерюнгри будет работать только на Японию. Так нуж­ ны ли нам такие концессии? Нет, участие иностранного капитала в освоении зоны БАМа имеет смысл лишь на определенных условиях. Например, можно привлекать фирмы Запада и стран Дальне­ восточного региона к созданию предприя­ тий с совместным капиталом. Можно брать и технику, но право на риск должно быть равным с обеих сторон. На сегодняшний день основной потреби­ тель продукции, получаемой на БАМе,— Япония. Однако древесина им нужна бо­ лее высокого качества, уже и уголь не так необходим, да и американцы свою про­ дукцию стремятся сбывать японцам по более дешевым ценам. За счет чего же нам повышать конкурентоспособность нашей продукции? За счет качества? А знаете ли вы, что требования к экспортной продукции так высоки, что забракованная для выво­ за за рубеж древесина, к примеру, идет внутри страны по максимальным ценам. Так стоит ли продавать себе в убыток... ...Сейчас на магистрали происходит бо­ лезненный процесс перехода с экстенсивно­ го, валового, на более трудоемкий и техни­ чески сложный способ работы: раньше гна­ ли кубы и метры уложенных рельсов — «Давай! Давай!». Теперь ведущими в структуре работ стали монтаж, установка оборудования, пусконаладка. Значит, изме­ нились и поставки: вместо рельсов, шпал и панелей нужно оборудование, десятки ты­ сяч наименований. Серьезнейшее значение приобретает комплектность поставок. ...Сегодня БАМ ждет новых технологий, иных организационно-экономических реше­ ний. Остро необходим современный комп­ лексный подход к выработке единой кон­ цепции освоения. Перестройка, идущая в стране, нацелена, прежде всего, на то, что­ бы ликвидировать систему безответственно­ сти. На БАМе это важно, как нигде. * Сергей Иванович Шрамко родился в 1955 году в г. Бийске А л ­ тайского края. Окончил факультет журналистики Уральского государ­ ственного университета. Работает ответственным секретарем многоти­ ражной газеты «Академстроевец». Публиковался в журналах ч:Сибирские огни», ^Журналист», «Рабоче-крестьянский корреспондент». Живет в Новосибирске.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2