Сибирские огни, 1989, № 1
Возьмете, к примеру дорогу Тайшет — Ьратск. Не успели проложить трассу, как вокруг нее стали добывать, перерабатывать, строить поселочки. Сейчас это в.полне осво енный район. Убежден, что через двадцать лет и на БАМе произойдет то же самое. Список министерств, определенных в поста новлении ЦК КПСС и Совмина СССР по освоению з<ты,— это лишь «обязательный минимум». Наверняка подключатся и дру гие, ведь для зоны освоения обязательно вводятся какие-то льготы. БАМ даст тол чок развитию сопредельной территории юж нее него, а затем станет плацдармом для освоения Ближнего, а затем и Крайнего Се вера. Сегодня уже идут изыскания на трас се будущей Якутско-Магаданской железной дороги, предполагается строительство Тихо- океанской магистрали, позволяющей осу- ществить давнюю мечту о соединении Кам чатки с центральной частью страны. Чтобы обеспечивать местные нужды, в районе Ленска предполагается создать неф теперегонный завод. Его потребители — АЯМ, БАМ, автомобильный БАМ, который пройдет параллельно железнодорожному, сеть других автодорог. Строительство мери диональных веток, соединяющих БАМ с Транссибом, таких, как Витим — Озерное, Могоча — Чара, Мозгон — Уоян, рекон струкция линий Сково-родино — Бамовская и далее до Тынды, подтягивание отстаю щих сегодня возможностей речного и мор ского судоходства, авто- и авиационного транспорта до пропускной способности БАМа позволят сделать новую магистраль стержневой в развитии всей инфраструкту ры Сибири и Дальнего Востока, хотя уже в настоящее время, по сравнению с автодо рожными перевозками, в 15—20 раз снижа ются транспортные издержки. Но не стоит ждать от БАМа немедленной отдачи, воз врата затраченных средств — ведь'грузо потоки большинства вновь вводимых же лезных дорог страны значительно отстают от проектных, по той причине, что раз витие новых районов существенно отстает от темпов, заложенных при проектировании. БАМ начнет отдавать не сразу, со следую щей пятилетки. Ныне же — это самая убыточная дорога в стране. Построить-то поселки — постро или, содержать кто-то их должен? На все н^ужны деньги. Дорога должна содержать? Грузы по БАМу пока не идут, прибыли нет. Кто должен ремонтировать все построен ное? Если исходить из сегодняшней потребно сти, служба ремонта тут должна быть по мощности такая же, как ГлавБАМстрой. По замыслам ГлавБАМстрой должен был быстро построить все, а потом перейти в подчинение БАМЖД, чтобы вести ремонт ные работы. На восточном участке такая служба тоже нужна. Но служба эта — дублъ-ГлавБАМстрой — до сих пор не со- ' здана. Надо прямо сказать, что шефы-строители, подгоняемые единой мыслью — скорее по строим, скорее уедем!— строили нередко, пренебрегая всеми требованиями. Надо сваю вбить на 20 метров, забивали на шесть, на этих сваях монтировали дом. А как проверишь? Методов-то проверки нет. Этим и пользовались. Шла халтура, про цветал чистой В'оды строительный авантю ризм. А МПС закрывало глаза на качество выполнения проектов; бог с ними, лишь бы построили, больше некому — у Минтранс- строя мощности не хватает, само МПС не построит. А сейчас возникла необходимость многое строить заново, вновь вбухивать деньги. Кто же повинен в безобразиях на БАМе? Система, вся система финансирования и планирования, говоря шире,— вся система мышления, руководства оказалась неспо собной к гибким решениям и быстрой реак ции на изменения обстоятельств. ^Вот лишь один пример. Закупили в США 83 180-тон ных самосвала, по 1,5 млн. рублей валютой за каждый, а впоследствии освоили произ водство большегрузных самосвалов на БелАЗе, по производительности и конструк тивным решениям значительно лучше им портных, и стоят они лишь полмиллиона каждый. Наконец, не в адрес ли управлен ческой системы можно отнести и все упре ки по поводу разобщенности действий ве домств? Мосты строит один подрядчик, ме ханизацию — другое ведомство, тоннели прокладывают третьи, на укладке пути — четвертые, заготовку и изготовление шпал ведут пятые — до двенадцати ведомств од ного министерства! А всего задействовано было более сорока ведомств. И у каждого свои задачи, свой, нередко противоречащий другим экономический интерес. Хозяев бы ло много, а настоящего хозяйского подхо да мало. Все, что произошло на БАМе — резуль тат непродуманности, отсутствия систем ного подхода к освоению огромного регио на. Самое обидное: опыт Братска ничему не учит тех, кто начинает новые стройки. Общегосударственной экспертизы проектов в стране до сих пор нет. Что делать, чтобы не повторять при осво ении ошибок, допущенных в первый пери од строительства? Тогда в качестве генерального заказчика БАМа выступало МПС, в будущем оно компенсирует свои расходы отчислениями от прибыли. Сегодня участвовать в освое нии собираются 36 министерств: Мннлес- бумпром, Мннцветмет, Миннефтехимпром, Мингазпром, Миннефтегазстрой, Минчер- мет, Минэнерго, Мннудобрений, Минавто- дор, Мингео — это лишь главные за интересованные лица. Но пока реаль но приступили к делу немногие — Минуг- лепром. Минмонтажспецстрой, Минлесбум- пром. Очень легко, впрочем, понять, поче му министерства идут на БАМ без большой охоты; дорого. Миннефтегазстрой — про фессиональный подрядчик. Для него выгод но строить на Севере: большая доля и сум ма накладных расходов. А министерству, которое будет вести эксплуатацию, это обойдется гораздо дороже. Крупнопанельный дом в Омске стоит, скажем, 900 тысяч рублей. После путешест вия на БАМ его цена достигнет 12—14 мил лионов. Зачем брать на себя тяготы перво начального бытоустройства, бросаться на передний край? Им хочется создать все чу жими руками; иницпатнву самим проявлять накладно. То шоу, которое было организовано в свое время вокруг БАМа средствами мас совой информации, притягивало на стройку огромные трудовые ресурсы. Сектор об
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2