Сибирские огни, 1989, № 1

крупнопанельного жилья, школу, амбула­ торию, торгово-общественный центр, ряд других объектов соцкультбыта, тот же вок. зал, промзону. Б. Я. Хохлачев сказал: — Мы и половины не смогли бы сделать, если бы не помогала область. В постанов­ лении бюро Новосибирского обкома и обл­ исполкома четко определены все органи­ зации, обязанные обеспечить снабжение и финансирование СМП «НовосибирскБАМ- строя». С самого начала мы стремились все, что можно, делать в постоянном варианте, со­ кратив расходы на времянках! Ведь с се­ редины 1987 г. поезд перешел на коллек­ тивный подряд, копейку в своем кармане старается придержать, не пускать ее коле­ сом. Впереди —■переход на самофинансиро­ вание и хозрасчет. А сделать это не так-то легко. Конструкции 97-й серии для двух­ этажных панельных домов, «соцкультбытов- ской» серии ИИ-04, которые вскоре пойдут в Тунгалу с Новосибирского ДСК, стоят бешеных денег. И, пользуясь тем, что есть свой бетонный завод, собираемся делать пропарочную камеру, чтобы хоть мелкофор­ матные блоки изготавливать на месте. Но полностью исключить дорогие поставки невозможно. Проблем у нас много. Област­ ное медуправление крепко выручило бы бамовцев, комплектуя лекарствами тунгаль- скую аптеку. Могла бы посылать область и два-три вагона картошки и овощей. Но несмотря на это, стараемся. Посланцы Но­ восибирска прилагают все усилия, чтобы в срок выполнить пусковую программу. ИЗ БЕСЕДЫ С А. А. КИНОМ Существует много точек зрения на то, как надо осваивать БАМ, Большое распростра­ нение получила концепция, согласно кото­ рой на БАМе (как, впрочем, и вообще на Севере) следует создавать стационарные города, промышленные структуры с пол­ ным набором производств. Ее распростра­ ненность хорошо доказывает стойкость сте­ реотипных взглядов на освоение Севера, не находящих различий между экономикой обжитых районов страны и спецификой эко­ номики зон освоения. На самом деле более целесообразным представляется создание передвижной индустрии Севера. Нужны мобильные, полностью благо­ устроенные, по-настоящему комфортабель­ ные поселки, которые без труда можно пе­ ревозить с места на место. Нужны разбор­ ные фабрики по переработке сырья, заводы, которые могут перебрасываться, в зависи­ мости от наличия сырьевых ресурсов. Зачем терять миллионы на стационарных построй­ ках? К сожалению, мобильной индустрии Севера, аналогичной имеющейся у канад­ цев и американцев, у нас до сих пор не соз­ дано и не создается. Именно поэтому мы, несмотря на очевидную неэкономичность, все же строим постоянные города: Нижне­ вартовск, Надым и т. п. Через 15—20 лет, когда истощатся месторождения, этим го­ родам придется хиреть... Что с ними тогда делать? Потащим туда какую-нибудь ка- лошную фабрику, трикотаж, какое-то ту­ ковое производство, будем, вопреки здраво­ му смыслу, развивать там местную про­ мышленность, потому что есть город. Хотя надо бы его просто снести или бросить пустым. Ведь само существование этого го­ рода неразумно, разорительно для общест­ ва., Некорректно звучит вопрос: «Нужна или не нужна железная дорога в этих краях?»-— ставший для многих вдруг актуальным. Следует спросить иначе: есть ли альтерна­ тивная возможность увеличения пропускной способности Транссибирской магистрали? Есть ли у страны возможность обеспечить себя сырьем без освоения зоны БАМа? Сегодня главным становится более ин­ тенсивное использование имеющихся ресур­ сов. Но как бы экономно мы их не расхо­ довали, все равно добычу сырья придется наращивать. А где, в каких закро^яах эти ресурсы брать? В основном на севере и се­ веро-востоке. Выбирая между Крайним и Ближним Севером, видим, что дешевле, ко­ нечно, осваивать то, что ближе. Поэтому БАМ сегодня для нас — главный ключ к ресурсам Севера. Не секрет, что проекти­ ровщики вели дорогу с учетом минералоги­ ческих исследований территории. Есть ли возможность обеспечить страну медью, кро­ ме освоения Удоканского месторождения? Джезказганское месторождение исчерпано, в Норильске добыча кончается. Медь нуж­ на. Хочешь не хочешь, в 2000 году придет­ ся браться за медь Удокана. Д а что медь? До 2000 года общий объем строительства в зоне БАМа превзойдет по вложениям первоначальные затраты не менее, чем втрое. Уже в тринадцатой пятилетке, по нашим прогнозам, будут строиться заводы минерального удобрения, несколько горно- обогатительных комбинатов. Молодежный асбестовый и Селигдаровский апатитовый. В Февральске предполагается строительство гидролизно-дрожжевого и арболитового за­ водов, завода по производству фосфорных удобрений, в Южной Якутии — мощного металлургического комбината. В Читинской области будет создан щебеночный, а в Амур­ ской и Иркутской — кирпичные заводы. Будет строиться химзавод в Амурской об­ ласти. До конца XX века будут построены угольные шахты в Ургале, Южно-Якутском бассейне, начнется разработка Лианского буроугольного месторождения в Хабаров­ ском крае. Свои предприятия будут созда­ вать в зоне Байкало-Амурской дороги Мин- лесбумпром, Минпромстройматериалов СССР, другие союзные и республиканские ведомства. Но следует учесть уроки прош­ лого. Перед началом строительства предполага­ лось, что БАМ будет нефтевозной дорогой. Хотели в Тайшете и Совгавани построить нефтеналивные, нефтесливные станции, что­ бы морем везти сырье в Японию. Но конъ­ юнктура на мировом нефтяном рынке стала неблагоприятной, и от этого варианта отка­ зались. Между тем строительство уже на­ чалось. Судьба дороги зависит от того, ка­ кие грузопотоки по ней пойдут. Что же во­ зить по БАМу? Видимо, продукцию и сырье, добываемые здесь? Но министерства и ве^ домства, которым надо было осваивать Прибамье, вовсе не спешили это делать: бу­ дет дорога — освоение обойдется дешевле. Впрочем, это обычная диалектика взаимо­ отношений дороги и осваиваемой вокруг нее зоны.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2