Сибирские огни, 1989, № 1
крупнопанельного жилья, школу, амбула торию, торгово-общественный центр, ряд других объектов соцкультбыта, тот же вок. зал, промзону. Б. Я. Хохлачев сказал: — Мы и половины не смогли бы сделать, если бы не помогала область. В постанов лении бюро Новосибирского обкома и обл исполкома четко определены все органи зации, обязанные обеспечить снабжение и финансирование СМП «НовосибирскБАМ- строя». С самого начала мы стремились все, что можно, делать в постоянном варианте, со кратив расходы на времянках! Ведь с се редины 1987 г. поезд перешел на коллек тивный подряд, копейку в своем кармане старается придержать, не пускать ее коле сом. Впереди —■переход на самофинансиро вание и хозрасчет. А сделать это не так-то легко. Конструкции 97-й серии для двух этажных панельных домов, «соцкультбытов- ской» серии ИИ-04, которые вскоре пойдут в Тунгалу с Новосибирского ДСК, стоят бешеных денег. И, пользуясь тем, что есть свой бетонный завод, собираемся делать пропарочную камеру, чтобы хоть мелкофор матные блоки изготавливать на месте. Но полностью исключить дорогие поставки невозможно. Проблем у нас много. Област ное медуправление крепко выручило бы бамовцев, комплектуя лекарствами тунгаль- скую аптеку. Могла бы посылать область и два-три вагона картошки и овощей. Но несмотря на это, стараемся. Посланцы Но восибирска прилагают все усилия, чтобы в срок выполнить пусковую программу. ИЗ БЕСЕДЫ С А. А. КИНОМ Существует много точек зрения на то, как надо осваивать БАМ, Большое распростра нение получила концепция, согласно кото рой на БАМе (как, впрочем, и вообще на Севере) следует создавать стационарные города, промышленные структуры с пол ным набором производств. Ее распростра ненность хорошо доказывает стойкость сте реотипных взглядов на освоение Севера, не находящих различий между экономикой обжитых районов страны и спецификой эко номики зон освоения. На самом деле более целесообразным представляется создание передвижной индустрии Севера. Нужны мобильные, полностью благо устроенные, по-настоящему комфортабель ные поселки, которые без труда можно пе ревозить с места на место. Нужны разбор ные фабрики по переработке сырья, заводы, которые могут перебрасываться, в зависи мости от наличия сырьевых ресурсов. Зачем терять миллионы на стационарных построй ках? К сожалению, мобильной индустрии Севера, аналогичной имеющейся у канад цев и американцев, у нас до сих пор не соз дано и не создается. Именно поэтому мы, несмотря на очевидную неэкономичность, все же строим постоянные города: Нижне вартовск, Надым и т. п. Через 15—20 лет, когда истощатся месторождения, этим го родам придется хиреть... Что с ними тогда делать? Потащим туда какую-нибудь ка- лошную фабрику, трикотаж, какое-то ту ковое производство, будем, вопреки здраво му смыслу, развивать там местную про мышленность, потому что есть город. Хотя надо бы его просто снести или бросить пустым. Ведь само существование этого го рода неразумно, разорительно для общест ва., Некорректно звучит вопрос: «Нужна или не нужна железная дорога в этих краях?»-— ставший для многих вдруг актуальным. Следует спросить иначе: есть ли альтерна тивная возможность увеличения пропускной способности Транссибирской магистрали? Есть ли у страны возможность обеспечить себя сырьем без освоения зоны БАМа? Сегодня главным становится более ин тенсивное использование имеющихся ресур сов. Но как бы экономно мы их не расхо довали, все равно добычу сырья придется наращивать. А где, в каких закро^яах эти ресурсы брать? В основном на севере и се веро-востоке. Выбирая между Крайним и Ближним Севером, видим, что дешевле, ко нечно, осваивать то, что ближе. Поэтому БАМ сегодня для нас — главный ключ к ресурсам Севера. Не секрет, что проекти ровщики вели дорогу с учетом минералоги ческих исследований территории. Есть ли возможность обеспечить страну медью, кро ме освоения Удоканского месторождения? Джезказганское месторождение исчерпано, в Норильске добыча кончается. Медь нуж на. Хочешь не хочешь, в 2000 году придет ся браться за медь Удокана. Д а что медь? До 2000 года общий объем строительства в зоне БАМа превзойдет по вложениям первоначальные затраты не менее, чем втрое. Уже в тринадцатой пятилетке, по нашим прогнозам, будут строиться заводы минерального удобрения, несколько горно- обогатительных комбинатов. Молодежный асбестовый и Селигдаровский апатитовый. В Февральске предполагается строительство гидролизно-дрожжевого и арболитового за водов, завода по производству фосфорных удобрений, в Южной Якутии — мощного металлургического комбината. В Читинской области будет создан щебеночный, а в Амур ской и Иркутской — кирпичные заводы. Будет строиться химзавод в Амурской об ласти. До конца XX века будут построены угольные шахты в Ургале, Южно-Якутском бассейне, начнется разработка Лианского буроугольного месторождения в Хабаров ском крае. Свои предприятия будут созда вать в зоне Байкало-Амурской дороги Мин- лесбумпром, Минпромстройматериалов СССР, другие союзные и республиканские ведомства. Но следует учесть уроки прош лого. Перед началом строительства предполага лось, что БАМ будет нефтевозной дорогой. Хотели в Тайшете и Совгавани построить нефтеналивные, нефтесливные станции, что бы морем везти сырье в Японию. Но конъ юнктура на мировом нефтяном рынке стала неблагоприятной, и от этого варианта отка зались. Между тем строительство уже на чалось. Судьба дороги зависит от того, ка кие грузопотоки по ней пойдут. Что же во зить по БАМу? Видимо, продукцию и сырье, добываемые здесь? Но министерства и ве^ домства, которым надо было осваивать Прибамье, вовсе не спешили это делать: бу дет дорога — освоение обойдется дешевле. Впрочем, это обычная диалектика взаимо отношений дороги и осваиваемой вокруг нее зоны.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2