Сибирские огни, 1989, № 1

•'Универсам», «Книги», «Дары природы», «Почта». Тротуары необычны — пешеходные дорожки проложены метрах в полутора от поверхности земли поверх до­ щатых коробов, закрывающих трубы отоп­ ления. В одном из одноэтажных домиков, таком же в каких размещаются многие е м у и СУ Новосибирска, контора «Ново- сибирскБАМстроя». На стене - перечень того, что предстоит сдать строителям стан­ ции. В коридоре на дверях таблички со зна­ комыми надписями: ОК — кадры О Ти З— отдел труда и зарплаты, НТО — производ­ ственно-технический. Пахнет линолеумом и нитроэмалью, как будто контора построена только что. Да так, наверно, и есть... В этом домике я встретился с главным инженером стройпоезда Борисом Яковлеви­ чем Хохлачевым. На вид ему чуть за со­ рок, но, знаю, уже успел поработать и в Кампучии, и в Монголии. У него открытое лицо, чуть грустные глаза, уверенные ма­ неры. Зазвонил телефон. Заглянула секретарша: — Борис Яковлевич, Новосибирск... Хохлачев кричал в трубку про дрожжи для пекарни, про глубинный насос, сгорев­ ший на одной из трех артезианских сква­ жин, объяснял про пост электрической централизации, который — кровь из носу! — требует уже в этом году сдать заказчик. Потом повернулся ко мне. — Так что вас интересует? Тунгала? Ес­ ли коротко — сдадим все в намеченный срок. — На одном из местных диалектов «Тун­ гала» значит то ли «дырявый мешок», то ли «прогнивший карман» — словом, прореха, место, где теряют, а не находят. Все непо­ годы, все невзгоды, по мнению якутов, про­ исходят только тут. — Но я здесь с апреля 1986 года,— улыбнулся главный инженер,— что место гиблое, я бы не сказал. Морозы не сильные, лето жаркое... Новосибирцы сюда приехали ранней вес­ ной. 29 марта 1986 года в истории Тунгалы — особая дата. В этот день на территорию будущей станции шагнул геодезист Ю. А. Левин, первый посланец новосибирских строителей, «мэр» Тунгалы, поднявший на бочке флаг новостройки. На его плечи легла забота о будущем расположении улиц и зданий Тунгалы. Ведь проект станции, разработанный в Но­ восибирске, необходимо было «привязать» к конкретной местности, с учетом того, как растут здесь деревья, где пробиваются род­ ники, где возможны причуды вечной мерз­ лоты. Потом к «мэру»,— Левина до сих нор так зовут,— прибыла подмога: водители Н. А. Эйзин и Г. Ф. Ходос. Втроем они принима­ ли с товарняков поступающие стройматери­ алы, полевую кухню, вагончики и разбро­ санные домики, оборудование и технику, все подготовив для начала работ. Именно им строители «НовосибирскБАМ- строя» обязаны тем, что палаточного пери­ ода на новой площадке удалось избежать. Уже первый рабочий десант из двенадцати человек во главе с самим Хохлачевым смог разместиться с элементарным комфортом, в вагончиках. Вскоре приехали и осталь­ ные... С самого первого дня взяли курс на постоянное обустройство, на организацию нормального быта, надежной строительной базы. Раньше всего соорудили двд молодежных общежития, приспособив под них передан­ ные воинами казармы, контору и столовую. Срубили баню, сделали прачечную. Так и начинали житье. Торопились; зима на носу. Но до 13 октября стояло изумительное бабье лето: теплое, сухое. А потом выпал снег и уже не растаял. К зиме успели по­ строить котельную — первую очередь из восьми котлов. Как удалось все так быстро сделать? Секрет прост; монтаж вели из дю­ ралевых модулей. Из таких же серебристых пластин сделаны пилорама, столярный цех, бойлерная, ремонтные мастерские, гараж на 30 машин. Потребности строительства в бетоне обеспечивает новенький бетонный завод производства ГДР, дающий 40 кубов раствора за смену. Везде в поселке кипит работа. Перед началом учебного года распахнула СВ.ОИ двери восьмилегняя школа. Пекарня — для поселка, где живет двести пятьдесят человек, крайне необходима. Проект пере­ делали сами: топку электропечи удлинили —хлеб вкуснее, если топить дровами. Сорок семей уже живут в домиках, ос­ тальные— в вагончиках, к которым подве­ дена холодная и горячая вода. Скоро дома будут у всех. При мне вели монтаж крыши клуба. Кран подцепил лежащую рядом собранную из модулей круглую «тарелочку», метров 30 в диаметре, и она поплыла кверху, чтобы лечь там на опоры. Потом точно так же сварщики «прихватят» к каркасу модуль­ ные стены, внутри настелят полы, поставят скамейки. Зал на 200 человек, на втором этаже — баллюстрада. Торговый центр отгрохали такой, что, го­ ворят, начальник торга ужаснулся, увидев прилавки: где товаров набрать для таких площадей? — А перспективу видеть надо или нет? Магазин построен на вырост,— так ему от­ ветили. Поселок рассчитан на тысячу жите­ лей, так что спрос будет. Другое дело, что пока на полках не густо. Картошка, мор­ ковь, редиска — страшный дефицит. С кон­ сервами получше,— все же Дальний Вос­ ток рядом. Яйца завозят редко, поэтому за­ купают их штук шестьсот сразу. Мясо бы­ вает раз в две-три недели. Поэтому запла­ нировано создать подсобное хозяйство, за­ вести коллективный огород, соорудить теп­ лицу. Только плохо тут родится картошка: земля холодная, сырая, солнце ее не про­ гревает. Стройплощадка, где будет здание вокза­ ла, утыкана железными грибками — голов­ ками противомерзлотных свай. Свая эта — длинная труба, заполненная керосином и закрытая с обоих концов. В мороз керосин, нагревшийся под землей, поднимается кверху, охлаждается и спускается вниз. При такой циркуляции вся площадка под постройкой будет смерзаться в сплошной монолит, который не растает за короткие месяцы лета. Дорого? Зато гарантируется безопасность вокзала. Строят вокзал опять по проекту В. П. Авксентюка, — сно­ ва сибакадемстроевцы, на этот раз СМУ-4. А до сдачи Тунгалы в постоянную экс­ плуатацию придется освоить еще десять миллионов рублей; построить 12 тыс. кв. м

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2