Сибирские огни, 1989, № 1
•'Универсам», «Книги», «Дары природы», «Почта». Тротуары необычны — пешеходные дорожки проложены метрах в полутора от поверхности земли поверх до щатых коробов, закрывающих трубы отоп ления. В одном из одноэтажных домиков, таком же в каких размещаются многие е м у и СУ Новосибирска, контора «Ново- сибирскБАМстроя». На стене - перечень того, что предстоит сдать строителям стан ции. В коридоре на дверях таблички со зна комыми надписями: ОК — кадры О Ти З— отдел труда и зарплаты, НТО — производ ственно-технический. Пахнет линолеумом и нитроэмалью, как будто контора построена только что. Да так, наверно, и есть... В этом домике я встретился с главным инженером стройпоезда Борисом Яковлеви чем Хохлачевым. На вид ему чуть за со рок, но, знаю, уже успел поработать и в Кампучии, и в Монголии. У него открытое лицо, чуть грустные глаза, уверенные ма неры. Зазвонил телефон. Заглянула секретарша: — Борис Яковлевич, Новосибирск... Хохлачев кричал в трубку про дрожжи для пекарни, про глубинный насос, сгорев ший на одной из трех артезианских сква жин, объяснял про пост электрической централизации, который — кровь из носу! — требует уже в этом году сдать заказчик. Потом повернулся ко мне. — Так что вас интересует? Тунгала? Ес ли коротко — сдадим все в намеченный срок. — На одном из местных диалектов «Тун гала» значит то ли «дырявый мешок», то ли «прогнивший карман» — словом, прореха, место, где теряют, а не находят. Все непо годы, все невзгоды, по мнению якутов, про исходят только тут. — Но я здесь с апреля 1986 года,— улыбнулся главный инженер,— что место гиблое, я бы не сказал. Морозы не сильные, лето жаркое... Новосибирцы сюда приехали ранней вес ной. 29 марта 1986 года в истории Тунгалы — особая дата. В этот день на территорию будущей станции шагнул геодезист Ю. А. Левин, первый посланец новосибирских строителей, «мэр» Тунгалы, поднявший на бочке флаг новостройки. На его плечи легла забота о будущем расположении улиц и зданий Тунгалы. Ведь проект станции, разработанный в Но восибирске, необходимо было «привязать» к конкретной местности, с учетом того, как растут здесь деревья, где пробиваются род ники, где возможны причуды вечной мерз лоты. Потом к «мэру»,— Левина до сих нор так зовут,— прибыла подмога: водители Н. А. Эйзин и Г. Ф. Ходос. Втроем они принима ли с товарняков поступающие стройматери алы, полевую кухню, вагончики и разбро санные домики, оборудование и технику, все подготовив для начала работ. Именно им строители «НовосибирскБАМ- строя» обязаны тем, что палаточного пери ода на новой площадке удалось избежать. Уже первый рабочий десант из двенадцати человек во главе с самим Хохлачевым смог разместиться с элементарным комфортом, в вагончиках. Вскоре приехали и осталь ные... С самого первого дня взяли курс на постоянное обустройство, на организацию нормального быта, надежной строительной базы. Раньше всего соорудили двд молодежных общежития, приспособив под них передан ные воинами казармы, контору и столовую. Срубили баню, сделали прачечную. Так и начинали житье. Торопились; зима на носу. Но до 13 октября стояло изумительное бабье лето: теплое, сухое. А потом выпал снег и уже не растаял. К зиме успели по строить котельную — первую очередь из восьми котлов. Как удалось все так быстро сделать? Секрет прост; монтаж вели из дю ралевых модулей. Из таких же серебристых пластин сделаны пилорама, столярный цех, бойлерная, ремонтные мастерские, гараж на 30 машин. Потребности строительства в бетоне обеспечивает новенький бетонный завод производства ГДР, дающий 40 кубов раствора за смену. Везде в поселке кипит работа. Перед началом учебного года распахнула СВ.ОИ двери восьмилегняя школа. Пекарня — для поселка, где живет двести пятьдесят человек, крайне необходима. Проект пере делали сами: топку электропечи удлинили —хлеб вкуснее, если топить дровами. Сорок семей уже живут в домиках, ос тальные— в вагончиках, к которым подве дена холодная и горячая вода. Скоро дома будут у всех. При мне вели монтаж крыши клуба. Кран подцепил лежащую рядом собранную из модулей круглую «тарелочку», метров 30 в диаметре, и она поплыла кверху, чтобы лечь там на опоры. Потом точно так же сварщики «прихватят» к каркасу модуль ные стены, внутри настелят полы, поставят скамейки. Зал на 200 человек, на втором этаже — баллюстрада. Торговый центр отгрохали такой, что, го ворят, начальник торга ужаснулся, увидев прилавки: где товаров набрать для таких площадей? — А перспективу видеть надо или нет? Магазин построен на вырост,— так ему от ветили. Поселок рассчитан на тысячу жите лей, так что спрос будет. Другое дело, что пока на полках не густо. Картошка, мор ковь, редиска — страшный дефицит. С кон сервами получше,— все же Дальний Вос ток рядом. Яйца завозят редко, поэтому за купают их штук шестьсот сразу. Мясо бы вает раз в две-три недели. Поэтому запла нировано создать подсобное хозяйство, за вести коллективный огород, соорудить теп лицу. Только плохо тут родится картошка: земля холодная, сырая, солнце ее не про гревает. Стройплощадка, где будет здание вокза ла, утыкана железными грибками — голов ками противомерзлотных свай. Свая эта — длинная труба, заполненная керосином и закрытая с обоих концов. В мороз керосин, нагревшийся под землей, поднимается кверху, охлаждается и спускается вниз. При такой циркуляции вся площадка под постройкой будет смерзаться в сплошной монолит, который не растает за короткие месяцы лета. Дорого? Зато гарантируется безопасность вокзала. Строят вокзал опять по проекту В. П. Авксентюка, — сно ва сибакадемстроевцы, на этот раз СМУ-4. А до сдачи Тунгалы в постоянную экс плуатацию придется освоить еще десять миллионов рублей; построить 12 тыс. кв. м
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2