Сибирские огни, 1989, № 1
Так, предполагается обеспечить жильем ^0 ки- м на аде- Р Г л П 5 ’п™ ^«^чительно выше нормы по РСФСР. Предполагается ускоренное разви- Лорог,^ опережающее изменения демографической ситуации строительство школ и дошкольных учреждений. развивать Дальневосточный регион иначе, как программным путем, че рез централизацию средств и ресурсов, не возможно. Поставлена задача создания принципиально новой экономической струк туры, ориентированной на сотрудничество со странами Тихоокеанского региона. ШУТКИ вечной м ер зл о ты На БАМе более 65 процентов трассы ле жит в зоне мерзлоты. Что это значит в действительности, понимаешь в Ургале ед ва сойдя на перрон: бетонная площадка с одной стороны просела метра на полтора. В самом поселке вздыбленные дороги- обычный бетонный колодец канализации выдавлен метра на полтора, смял дорож ное покрытие. Школа на метр оторвалась от почвы, на крыльцо, парящее в воздухе проброшен деревянный мосток... Два года назад тут был стадион. Сейчас — болото, марь. Возле больницы подъездные пути искорежены. На углу Донецкой и Киевской улиц стои^ местная Пизанская башня: на клоненный девятиэтажный дом упирается крышей в стоящий рядом, метрах в полу тора. Зимой под зданием прорвало трубу с водой. Ремонтировать не торопились — что там случится? Мерзлота реагирует на воду быстрее домоуправления. Она стала таять и дом, кренясь на глазах, «поплыл». Уходит в марь временный поселок строи телей. Ливневой канализации нет,— как дождь, так по улицам воды по колено. Д о ма уже все негодные: кровли текут, плитка отваливается, швы промерзают. А ремонти ровать — некому. Даж е крана в Ургале нет, чтобы битум поднять на крышу для ре монта. Буграми пучит землю над тепло трассами и колодцами коммуникаций возле больницы, торчком встают плиты дорожного покрытия у санэпидемстанции. Что ни зда ние — потрясение! Почему же так вышло? — Строители тут жить не собирались,— пояснила зампредседателя поссовета Л. М. Аверина,— Строили потемкинскую дерев ню, по одесским да киевским проектам. Сдали в эксплуатацию, и подались в Киев, а нам мучиться... Только ли в Ургале дает о себе знать мерзлота? В Зейске предполагалось стро ить большой город. А он «сел» в такую мерзлоту, что все строительство сегодня на до «перетаскивать» на другую площадку. В капитальном ремонте сейчас нуждаются сотни бамовских зданий. Очевидно; на БАМе привлекали к строительству людей, не умеющих работать в условиях мерзлоты. Ныне, в связи с климатическими изменени ями, мерзлота отступает на север. Напри мер. на восточном участке БАМа ее южная граница в последние годы переместилась на несколько десятков километров к северу. Но там, где уничтожается растительный по кров, мерзлота тает особенно стремитель но, в частности — под дорогами и инженер ными сооружениями. Проседает, например. железнодорожное полотно в районе Верхне- Зейской равнины, на отдельных перегонах западного участка. Между тем использова ние при закладке фундаментов специальных термосвай позволяет возводить на этом ко варном грунте достаточно крупные соору жения. Например, построен девятиэтажный дом в городе алмазов — Мирном. Сущест вуют и другие методы превращения мерз лоты в сонэзницу. Канадские и финские строители, накопившие большой опыт соо ружения объектов за Полярным кругом, создают специальные системы теплоотвода, предусматривают термозащиту фундамен тов и труб; вспомогательные основным коммуникациям трубные обвязки позволяют предотвратить попадание воды в грунт в случае аварии. Много практических реко мендаций дал бамовцам Институт мерзло товедения СО АН СССР, в Институте гео графии СО АН СССР давно уже отработа ны методики борьбы с наледями и а / ис пользования в интересах человека, но от раслевой снобизм Минтрансстроя сработал однозначно: «Нам? Рекомендации? Да мы столько строили!». А в результате произошло разрушение поселка Могот на линии Тында — Берка- кит, ставшее предметом специального рас смотрения в Госгражданстрое. Отменено строительство станций Муякац и Дюгабуль. Имеются серьезные деформации объектов на сданной в постоянную эксплуатацию станции Дипкун... Факты свидетельствуют: на трассе по-настоящему не были проведе ны исследования вечной мерзлоты. О ее специфике ничего не знали почти все шеф ствующие строительные организации, поэто му нередко игнорировали элементарные требования проектов и СНиПов. Сейчас за это предстоит расплачиваться дорогой це ной. На ремонт поселков тратятся с каж дым годом все более крупные суммы, в том числе из средств, отпускаемых на сооруже ние дороги. ЧТО ОСТАЕТСЯ ЗА СПИНОЙ! Отряды строителей шли по тайге, остав ляя радужные пятна мазута на берегах некогда кристально прозрачных рек; пни в рост человека, там, где рубили просеки для будущей трассы. Справа и слева от БАМа, как раны, зияют карьеры, откуда брали грунт для его полотна. Меньше стало ягод и грибов, меняют нерестовье рыбы, ушел подальше от поселков таежный зверь. Гудят вдоль БАМа лесные палы. И — не удивительно; заниматься охраной лесов от пожаров практически некому. Предполага ется, что это дело леспромхозов. Но в Ту- гурском леспромхозе нам показали лимит расходов на охрану леса от пожаров, уста новленный Москвой. По этому лимиту ле са могут гореть раз года в два, не чаще. Трасса идет в зоне вечной мерзлоты. Все биохимические, биологические процессы тут заторможены, годами восстанавливается уничтоженный травяной покров. Поэтому нельзя, осваивая прилегающие к дороге территории, допускать разрушение и эро зию почв. Информация к размышлению: на распаханных склонах, в районах, непосред ственно прилегающих к трассе БАМа, вели чина смыва почвы достигает 200—300 куби ческих метров на гектар. Поэтому уже се
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2