Сибирские огни, 1989, № 1

Так, предполагается обеспечить жильем ^0 ки- м на аде- Р Г л П 5 ’п™ ^«^чительно выше нормы по РСФСР. Предполагается ускоренное разви- Лорог,^ опережающее изменения демографической ситуации строительство школ и дошкольных учреждений. развивать Дальневосточный регион иначе, как программным путем, че­ рез централизацию средств и ресурсов, не­ возможно. Поставлена задача создания принципиально новой экономической струк­ туры, ориентированной на сотрудничество со странами Тихоокеанского региона. ШУТКИ вечной м ер зл о ты На БАМе более 65 процентов трассы ле­ жит в зоне мерзлоты. Что это значит в действительности, понимаешь в Ургале ед­ ва сойдя на перрон: бетонная площадка с одной стороны просела метра на полтора. В самом поселке вздыбленные дороги- обычный бетонный колодец канализации выдавлен метра на полтора, смял дорож­ ное покрытие. Школа на метр оторвалась от почвы, на крыльцо, парящее в воздухе проброшен деревянный мосток... Два года назад тут был стадион. Сейчас — болото, марь. Возле больницы подъездные пути искорежены. На углу Донецкой и Киевской улиц стои^ местная Пизанская башня: на­ клоненный девятиэтажный дом упирается крышей в стоящий рядом, метрах в полу­ тора. Зимой под зданием прорвало трубу с водой. Ремонтировать не торопились — что там случится? Мерзлота реагирует на воду быстрее домоуправления. Она стала таять и дом, кренясь на глазах, «поплыл». Уходит в марь временный поселок строи­ телей. Ливневой канализации нет,— как дождь, так по улицам воды по колено. Д о­ ма уже все негодные: кровли текут, плитка отваливается, швы промерзают. А ремонти­ ровать — некому. Даж е крана в Ургале нет, чтобы битум поднять на крышу для ре­ монта. Буграми пучит землю над тепло­ трассами и колодцами коммуникаций возле больницы, торчком встают плиты дорожного покрытия у санэпидемстанции. Что ни зда­ ние — потрясение! Почему же так вышло? — Строители тут жить не собирались,— пояснила зампредседателя поссовета Л. М. Аверина,— Строили потемкинскую дерев­ ню, по одесским да киевским проектам. Сдали в эксплуатацию, и подались в Киев, а нам мучиться... Только ли в Ургале дает о себе знать мерзлота? В Зейске предполагалось стро­ ить большой город. А он «сел» в такую мерзлоту, что все строительство сегодня на­ до «перетаскивать» на другую площадку. В капитальном ремонте сейчас нуждаются сотни бамовских зданий. Очевидно; на БАМе привлекали к строительству людей, не умеющих работать в условиях мерзлоты. Ныне, в связи с климатическими изменени­ ями, мерзлота отступает на север. Напри­ мер. на восточном участке БАМа ее южная граница в последние годы переместилась на несколько десятков километров к северу. Но там, где уничтожается растительный по­ кров, мерзлота тает особенно стремитель­ но, в частности — под дорогами и инженер­ ными сооружениями. Проседает, например. железнодорожное полотно в районе Верхне- Зейской равнины, на отдельных перегонах западного участка. Между тем использова­ ние при закладке фундаментов специальных термосвай позволяет возводить на этом ко­ варном грунте достаточно крупные соору­ жения. Например, построен девятиэтажный дом в городе алмазов — Мирном. Сущест­ вуют и другие методы превращения мерз­ лоты в сонэзницу. Канадские и финские строители, накопившие большой опыт соо­ ружения объектов за Полярным кругом, создают специальные системы теплоотвода, предусматривают термозащиту фундамен­ тов и труб; вспомогательные основным коммуникациям трубные обвязки позволяют предотвратить попадание воды в грунт в случае аварии. Много практических реко­ мендаций дал бамовцам Институт мерзло­ товедения СО АН СССР, в Институте гео­ графии СО АН СССР давно уже отработа­ ны методики борьбы с наледями и а / ис­ пользования в интересах человека, но от­ раслевой снобизм Минтрансстроя сработал однозначно: «Нам? Рекомендации? Да мы столько строили!». А в результате произошло разрушение поселка Могот на линии Тында — Берка- кит, ставшее предметом специального рас­ смотрения в Госгражданстрое. Отменено строительство станций Муякац и Дюгабуль. Имеются серьезные деформации объектов на сданной в постоянную эксплуатацию станции Дипкун... Факты свидетельствуют: на трассе по-настоящему не были проведе­ ны исследования вечной мерзлоты. О ее специфике ничего не знали почти все шеф­ ствующие строительные организации, поэто­ му нередко игнорировали элементарные требования проектов и СНиПов. Сейчас за это предстоит расплачиваться дорогой це­ ной. На ремонт поселков тратятся с каж ­ дым годом все более крупные суммы, в том числе из средств, отпускаемых на сооруже­ ние дороги. ЧТО ОСТАЕТСЯ ЗА СПИНОЙ! Отряды строителей шли по тайге, остав­ ляя радужные пятна мазута на берегах некогда кристально прозрачных рек; пни в рост человека, там, где рубили просеки для будущей трассы. Справа и слева от БАМа, как раны, зияют карьеры, откуда брали грунт для его полотна. Меньше стало ягод и грибов, меняют нерестовье рыбы, ушел подальше от поселков таежный зверь. Гудят вдоль БАМа лесные палы. И — не­ удивительно; заниматься охраной лесов от пожаров практически некому. Предполага­ ется, что это дело леспромхозов. Но в Ту- гурском леспромхозе нам показали лимит расходов на охрану леса от пожаров, уста­ новленный Москвой. По этому лимиту ле­ са могут гореть раз года в два, не чаще. Трасса идет в зоне вечной мерзлоты. Все биохимические, биологические процессы тут заторможены, годами восстанавливается уничтоженный травяной покров. Поэтому нельзя, осваивая прилегающие к дороге территории, допускать разрушение и эро­ зию почв. Информация к размышлению: на распаханных склонах, в районах, непосред­ ственно прилегающих к трассе БАМа, вели­ чина смыва почвы достигает 200—300 куби­ ческих метров на гектар. Поэтому уже се

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2