Сибирские огни, 1989, № 1
учитывая сейсмичность района и предполо жении о мощной вечной мерзлоте. Сейчас срочно сооружают объездной путь, когда его завершат, пока неясно. Но нет худа без добра! Такие почвы, с какими мы^ столкнулись на строительстве Сев.гро-Муйского тоннеля, у нас в стране встречаются часто. В то же время многие наши крупные стройки, например, сооруже ние АЭС, в последние годы уходят под землю. Слабые грунты, плывуны становят ся для строителей главным препятствием, а способы борьбы с ними практически были не разработаны. На Северо-Муйском тоннеле нынче идут испытания новых способов проходки грун тов. Украинский Институт химии высокомоле кулярных соединений нашел такие компо ненты, смешивание которых позволяет, за качав в слабые грунты полученное поли мерное соединение, замонолитить их до крепости гранита. Подобные полимеры мы покупали на валюту, теперь изготавливаем сами, из отечественного сырья. Единствен ный недостаток; даже после разового зака чивания этого вещества трубы приходится выбрасывать — они закупориваются креп чайшим бетоном, т. е. нужно искать особые трубопроводы, которые бы не забивались. В сущности, Северо-Муйский тоннель действительно стал полигоном по разра ботке методов закрепления пород и про верке новейшей техники по проходке тон нелей в любых грунтах. Американские, японские, итальянские, западногерманские фирмы отлаживают здесь свои технологии, чтобы впоследствии продавать их всему миру. Вот в чем еще ценность Северо-Муйского тоннеля! НА УЛИЦЕ НОВОСИБИРСКОЙ Постышево — самая восточная станция новой магистрали, входная дверь БАМа. Когда строители СМП «НовосибирскБАМ- строя» во главе с Василием Михайловичем Баталовым приехали сюда, в поселок Бе резовый, в августе 1978 г., здесь, среди низ ких сопок, поросших березняком, жили пе реселенцы-староверы — зажиточные паха ри, рыбаки и таежники. Идешь по улице, навстречу, на мотоцик ле с коляской, мужик — борода черная, курчавая, по пояс, на ветру вьется, за плечом — «тозовка», мелкокалиберный ка рабин-тулка, старовер с охоты едет — жи вое соединение двух эпох. Обычаев своих держатся крепко, к чужим относятся настороженно. Поначалу и при езжих встречали без особого восторга. Но спустя два года после того, как строитель но-монтажный поезд перекочевал на новое место, жители поселка вспоминают о «но восибирском периоде» в истории Постыше- ва с заметным сожалением; «Эх, вот когда новосибирцы были...» — Что построили новосибирцы?— замес титель председателя сельсовета Николай Михайлович Злодеев, недавний комсомоль ский активист, загибает па,пьцы: — Вокзал ^ раз, школу, детсад, поликлинику, музыкаль ную школу,— пальцев на руке не хватает,— котельную, клуб, жилье общей площадью 7 тыс. кв. м... Попросту говоря, построен новый поселок. Строится в Постышево и один из самых крупных на Дальнем Востоке леспромхоз — Тугурский. На улице Новосибирской — пятиэтажные дома со скошенными крыша ми и разноцветными фасадами напоминают Прибалтику (строили латыши) и определя ют лицо поселка. Современный торговый центр. Двухэтаж ный сельсовет, на первом этаже — почта н телеграф. Средняя школа — три этажа, ти повой городской проект, спортзал, отлично оборудованные кабинеты. Вокзал осматриваешь с особым чувством: его строили входившие в состав «Новоси- бирскБАМстроя» сибакадемстроевцы, во главе со старшим прорабом, а ныне замес тителем начальника СМУ-2 Н. Ф. Бурма- товым. Автор проекта — архитектор «Сибгипро- транса» В. П. Авксентюк, удостоенный ра нее премии Ленинского комсомола за про ект вокзала в Тобольске,— постарался сде лать здание оригинальным и запоминаю щимся. Темно-вишневый кирпич, из кото рого выложен корпус вокзала, в сочетании с белым мрамором, опоясывающим оба вхо да в здание, придает всему строению осо бенно благородный вид В центральной части металлический потолок поднимается вверх тремя соединенными пирамидами, си яющими на солнце, а на фронтоне — ба рельеф, изображающий строителей БАМа. На перроне — бюст из черного мрамора. Скромная подпись: «П. П. Постышев». Зай дешь в вокзал — тут тоже все удобно, продуманно и просторно. Белым мрамором облицованы касса и буфет, стены зала для пассажиров. Мозз'ичные полы, подоконники из мореного дуба... Государственная премия РСФСР, при сужденная за вокзал новосибирцам, еще од но подтверждение высокой репутации сиб- академстроевцев: если берутся, — делают на совесть... К сожалению, не все в Постышеве стро илось с той же надежностью и долговеч ностью, как вокзал. Зайдя в «Бамкнигу», разговорились мы с продавщицей Ольгой Рябовой. Она из Чер нигова, на БАМе десять лет и живет как раз в одном из домов на улице Новосибир ской. — За всех говорить не буду, скажу за себя. Войдите к нам в квартиру — обои отваливаются, в стенах трещины, горячей воды по сей день нет. Сырой дом сдали, видно, торопились. А взять этот магазин. Говорят, его макет на ВДНХ стоял. Сдан с оценкой «отлично». А три года уже с буржуйкой живем — централизованное отопление не подведено. С отоплением тут проблем хватает. Тот же вокзал. Всем хорош, да зимой хо лодно. Начальник вокзала (она же кассир, она же — сторож, уборщица и, кажется, дежурный по станции — пока движения нет, успевает за всех) жаловалась, что в феврале без тулупа работать невозможно, строителей поминала, хотя при чем тут они? Предполагалось, что котельная будет да вать в радиаторы кипяток с температурой 4-120° С. А от леспромхозной маломощной «водогрейки» идет от силы градусов шесть
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2