Сибирские огни, 1989, № 1
□ЧЕРК И ПЫБЛИЦИСТИЕА Сергей ШРАМКО ТРУДНЫЕ БУДНИ БАМа ВРЕМЕННЫЙ ВАРИАНТ ПОБЕДЫ М ы помним: будто в тяжелый кусок рельса било над страной короткое слово «БАМ!». В газетах, по радио, по телевидению чередой шли репортажи об ударных делах бамовцев, взахлеб расписы вались успехи и достижения. Однако, начи ная с 1986 года, стало обнаруживаться; де ла на БАМе вовсе не так оптимистичны, и последовал шквал критической переоценки бамовских побед. Я проехал по восточному БАМу от Ком сомольска-на-Амуре до не обозначенной на картах станции Тунгала. А вернувшись до мой, попросил прокомментировать свои впечатления старшего научного сотрудника Института экономики и организации про мышленного производства СО АН СССР Анатолия Александровича Кина, который в течение десяти с лишним лет являлся ученым секретарем Научного Совета Ака демии наук страны по проблемам БАМа. Но сначала немного истории. Необходимость в железной дороге, па раллельной Транссибу, стала очевидной еше в 20-х годах: экономические интересы развития и осв.оения Далънев'осточного края требовали устойчивого сообщения с цент ром. Вот почему уже к 1930 году сущест вовало около 20 проектов будущей трассы. Предполагалось, к примеру, сооружение но вых линий от Усть-Кута до Якутска и от алданских приисков до побережья Охот ского моря, а затем они должны были сое диниться в Великую Северную магистраль. Другой вариант предусматривал выход до роги к побережью Охотского моря в рай оне Советской Гавани. В 1932 году один из вариантов трассы был утвержден в качестве важнейшей стройки второй пятилетки. Изыскательские партии приступили к работе, А в сорок третьем году начали сооружение ветки Комсомольск-на-Амуре — Советская Га вань. В строй она вошла вскоре после вой ны, став, таким образом, первым действую щим участком БАМа. Однако послевоенная разруха не позволила продолжить строи тельство; изыскания, проведенные на трассе, на долгое время остались в архиве,— у страны хватало других забот. Тем не менее, в начале 60-х годов к БАМу пришлось вернуться. Явная пере груженность Транссиба, потребность в ре сурсах, которыми богат край, необходи мость создания опорной транспортной сети для освоения Дальнего Востока и Крайнего Севера — вот главные мотивы принятия решения о строительстве новой дороги. В 1972 году начали строить малый БАМ (точнее, восстанавливать то, что было ра зобрано в годы войны), а затем приступили и к работам на трассе самой магистрали. На центральном и западном участках — транспортные строители Минтрансстроя, а на востоке — воины. Дорога уже строилась, когда на заседа нии в Алма-Ате в честь 20-летия освоения целинных земель прозвучал призыв сделать строительство Байкало-Амурской магистра ли «второй целиной». Так что начало строй ки не было продиктовано случайными сооб ражениями, как утверждалось в некоторых изданиях. И героизм, и палаточное счастье — все это тоже было. Только было и другое. «Даешь рельсы!»— гремело над трассой. Все остальное, как второстепенное, откла дывалось на потом. Новая трудовая победа строителей БАМа! На перегоне таком-то героическими темпами отличилась такая-то бригада! Сла ва путеукладчикам такого-то рабочего по езда! Забит серебряный костыль! Уложе но золотое звено!„ Комментаторы умиля лись все новым победам. Все выходило, как в песенке Новеллы Матвеевой: «Сла ва — слева, справа — слава, впереди и сза ди — слава...» Только не из радиопередач и газетных столбцов знали бамовцы, что происходит вокруг. Собственными глазами видели и недоумевали; да есть ли глаза у журнали стов? Сегодня приходится признать; многие со общения о том, что «БАМ работает на коммунизм!», пока преждевременны. Передо мной — но'мер газеты «БАМ» от 26 октября 1984 г. со словами; «Строители БАМа рапортуют: задание партии. Родины выполнено!». И пониже: «Досрочное откры тие сквозного движения поездов на всем протяжении Байкало-Амурской магистрали является копкретным вкладом коллективов Всесоюзной ударной комсомольской строй ки в решение задач, выдвинутых XXVI съездом КПСС!». Правда, выступая вскоре на Всесоюзном совещании по грузопотока.м на БАМе, начальник Байкало-Амурской ма гистрали В. А. Горбунов объяснял: — Что значит открыть движение по ши ротному БАМу? Это значит, тепловоз с ва
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2