Сибирские огни, 1989, № 1

□ЧЕРК И ПЫБЛИЦИСТИЕА Сергей ШРАМКО ТРУДНЫЕ БУДНИ БАМа ВРЕМЕННЫЙ ВАРИАНТ ПОБЕДЫ М ы помним: будто в тяжелый кусок рельса било над страной короткое слово «БАМ!». В газетах, по радио, по телевидению чередой шли репортажи об ударных делах бамовцев, взахлеб расписы­ вались успехи и достижения. Однако, начи­ ная с 1986 года, стало обнаруживаться; де­ ла на БАМе вовсе не так оптимистичны, и последовал шквал критической переоценки бамовских побед. Я проехал по восточному БАМу от Ком­ сомольска-на-Амуре до не обозначенной на картах станции Тунгала. А вернувшись до­ мой, попросил прокомментировать свои впечатления старшего научного сотрудника Института экономики и организации про­ мышленного производства СО АН СССР Анатолия Александровича Кина, который в течение десяти с лишним лет являлся ученым секретарем Научного Совета Ака­ демии наук страны по проблемам БАМа. Но сначала немного истории. Необходимость в железной дороге, па­ раллельной Транссибу, стала очевидной еше в 20-х годах: экономические интересы развития и осв.оения Далънев'осточного края требовали устойчивого сообщения с цент­ ром. Вот почему уже к 1930 году сущест­ вовало около 20 проектов будущей трассы. Предполагалось, к примеру, сооружение но­ вых линий от Усть-Кута до Якутска и от алданских приисков до побережья Охот­ ского моря, а затем они должны были сое­ диниться в Великую Северную магистраль. Другой вариант предусматривал выход до­ роги к побережью Охотского моря в рай­ оне Советской Гавани. В 1932 году один из вариантов трассы был утвержден в качестве важнейшей стройки второй пятилетки. Изыскательские партии приступили к работе, А в сорок третьем году начали сооружение ветки Комсомольск-на-Амуре — Советская Га­ вань. В строй она вошла вскоре после вой­ ны, став, таким образом, первым действую­ щим участком БАМа. Однако послевоенная разруха не позволила продолжить строи­ тельство; изыскания, проведенные на трассе, на долгое время остались в архиве,— у страны хватало других забот. Тем не менее, в начале 60-х годов к БАМу пришлось вернуться. Явная пере­ груженность Транссиба, потребность в ре­ сурсах, которыми богат край, необходи­ мость создания опорной транспортной сети для освоения Дальнего Востока и Крайнего Севера — вот главные мотивы принятия решения о строительстве новой дороги. В 1972 году начали строить малый БАМ (точнее, восстанавливать то, что было ра­ зобрано в годы войны), а затем приступили и к работам на трассе самой магистрали. На центральном и западном участках — транспортные строители Минтрансстроя, а на востоке — воины. Дорога уже строилась, когда на заседа­ нии в Алма-Ате в честь 20-летия освоения целинных земель прозвучал призыв сделать строительство Байкало-Амурской магистра­ ли «второй целиной». Так что начало строй­ ки не было продиктовано случайными сооб­ ражениями, как утверждалось в некоторых изданиях. И героизм, и палаточное счастье — все это тоже было. Только было и другое. «Даешь рельсы!»— гремело над трассой. Все остальное, как второстепенное, откла­ дывалось на потом. Новая трудовая победа строителей БАМа! На перегоне таком-то героическими темпами отличилась такая-то бригада! Сла­ ва путеукладчикам такого-то рабочего по­ езда! Забит серебряный костыль! Уложе­ но золотое звено!„ Комментаторы умиля­ лись все новым победам. Все выходило, как в песенке Новеллы Матвеевой: «Сла­ ва — слева, справа — слава, впереди и сза­ ди — слава...» Только не из радиопередач и газетных столбцов знали бамовцы, что происходит вокруг. Собственными глазами видели и недоумевали; да есть ли глаза у журнали­ стов? Сегодня приходится признать; многие со­ общения о том, что «БАМ работает на коммунизм!», пока преждевременны. Передо мной — но'мер газеты «БАМ» от 26 октября 1984 г. со словами; «Строители БАМа рапортуют: задание партии. Родины выполнено!». И пониже: «Досрочное откры­ тие сквозного движения поездов на всем протяжении Байкало-Амурской магистрали является копкретным вкладом коллективов Всесоюзной ударной комсомольской строй­ ки в решение задач, выдвинутых XXVI съездом КПСС!». Правда, выступая вскоре на Всесоюзном совещании по грузопотока.м на БАМе, начальник Байкало-Амурской ма­ гистрали В. А. Горбунов объяснял: — Что значит открыть движение по ши­ ротному БАМу? Это значит, тепловоз с ва

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2