Сибирские огни, 1988, № 12
ВСТРЕЧА Встретились мы случайно: я приехал на родину, и он подвез меня на своих «Жигулях» от райцентра до нашего села, где когда-то мы с ним вместе учились в школе. Даже, кажется, сидели за одной партой, но это было в классе первом или втором, а потом он остался на второй год и безнадежно отстал. И вот — собственные «Жигули», за рулем — крепкий упитанный мужик средних лет, со свежим румяным лицом, какое бывает у здоровых людей, которые много работают на чистом воздухе и питаются продук тами не из магазина. Он болтлив, задает вопросы, но ответа не ждет и всю дорогу рассказывает о своем, хвалится: — Как там у вас в городе? Говорят, с продуктами не того? По кар точкам, как в войну? Килограммчик колбасы на месяц? Да мне это на раз... В нашей деревне сейчас жить можно. Помнишь, мерзлую картошку на колхозном поле весной собирали? А бригадир возьми да нас пере- стрень: «Ах, сукины дети, колхозных свиней кормить нечем, а оне вору ют. А ну, вытряхивай!» А теперь — чего в деревне не жить? Особливо тем, кто умеет... Вот, к примеру, ты — сколько у тебя в месяц выходит? Ну, написал ты книжку — и сколько? Да-а, а я-то думал, писатель жи вет кум королю, сват министру... И ради чего тебе было столько учиться. Я вот самый что ни на есть задрипанный колхозный скотник, а гляди: имею «Жигуленка», недавно сыну «Москвича» купил, и еще на сберкнижке кое-чего имеется. Худо ли? Тут дело в том, как умеешь жить... Он назойливо повторял о своем умении жить, и я спросил у него, что он под этим понимает? Под умением жить? Он не стал изворачиваться и финтить, и я лишний раз убедился в горьком своем предположении: да, и в деревне сейчас многие не только рассматривают нечестность — как нормальное явление, но даже похваляются перед другими своей ловко стью и хитростью, ставят это себе в заслугу. Вот гляди! — оживленно пояснял мой бывший одноклассник, не забывая при этом цепко следить за дорогой, ловко вертеть баранку и притормаживать на выбоинах.— Я получаю на свою откормочную груп пу положенный мне, к примеру, центнер комбикормов, так? Я человек аккуратный, работать умею, — и у меня ни одной щепотки комбикорма нигде не просыплется, не пропадет, все скоту скармливается. Теперь ска жи, имею я право за счет своей добросовестности взять из этого центне ра для своего личного скота, ну... хотя бы три килограмма? Ведь вот мой сосед, тоже скотник, Митюха Мелентьев из отпущенного ему центнера половину теряет по пьянке и безалаберности... Я же беру по совести, все го три килограмма. Никто от этого не страдает, наоборот, у меня самые высокие в колхозе привесы, карточка моя на Доске почета. А трех ки лограммов мне хватает, чтобы выкармливать для базара... ну, скажем, трех свиней... — Все равно ведь воровство, — не выдержал я. — Воровство?! — удивленно воскликнул мой собеседник. — Не ви дел ты настоящего воровства! Про другого скотника скажу, Мухоедова. Тот вообще чуть не весь комбикорм домой забирает. Наберет в карман, колхозным коровам на морды посыплет— и лыбится: «Напудрил Буре нок своих, чтобы начальство не сумлевалось, будто кушали они комби корм...» — Ну, а как же с перестройкой? — залепетал я, вконец ошарашен ный. — Сейчас ведь по всей стране... — А у нас? Ты знаешь, что делается у нас? — перебил меня собесед ник. .— По всей стране только собираются, а у нас уже — вот гляди! Пьяницу Митюху Мелентьева на сто рублей оштрафовали, а вора Мухо едова так вообще давно бы в три шеи с работы прогнали, если бы заме нить было кем. Перестраиваемся и мы, куда деваться... — А как с семейным подрядом? Есть охочие?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2