Сибирские огни, 1988, № 12
условиях, независимо от того, каковы будут результаты конкурса, в котором Вашим постановлением предоставлено мне право участвовать. Уже само участие в таком кон курсе есть высокая честь, ибо этот конкурс явится смотром наших достижений на научном фронте и свидетельством прочности тыла, его огромной духовной и моральной цельности и стойкости,— и чрезвычайно почётно явиться одним из участников этого пафоса нашей науки. Я не льщу себя надеждой на получение премии, я знаю, что рядом со мной работают мои товарищи, многие из которых более меня достойны этой высокой награды. Я знаю о замечательном труде профессора А. Н. Алексеева, так же, как и я, бывшего члена коллектива пединститута, знаю о работах профессора В. В. Виноградова о стиле Пушки на, о работах профессора В. М. Эйхенбаума, Г. А. Гуковского, Б, В. Гомашевского и ряда других работ, которые также, несомненно, будут выдвинуты на Сталинскую пре мию и которые в своей совокупности покажут подлинную принципиальную и теорети ческую высоту нашей филологической науки, науки новой, в подлинном смысле слова Советской — науки, отличной по своему качеству от буржуазной науки Запада и не остановившейся в своём поступательном движении даже в таких тяжелых условиях, которые сейчас переживает наша родина... Мне также исключительно дорого и то, что мою кандидатуру выставляет вновь Иркутский университет и Иркутский педагогический институт — два высших учебных заведения, с которыми я крепко и органически был связан в прошлом, в которых я окончательно сложился как учёный и исследователь, в которых работает сейчас ряд моих старших товарищей и учеников...» Однако «История русской фольклористики» не рассматривалась на Пленуме Комите та по присуждению премий, т. к. была представлена рукопись. Рассматривались только опубликованные работы. Первый том «Истории русской фольклористики» был издан после смерти ученого (1954) в 1958 г., а второй том — в 1963 г., третий том пока находится в рукописи. В годы войны в Иркутске М. К. Азадовский написал целый ряд работ, среди кото рых «Ревизионистские тенденции европейской фольклористики в конце XIX века» и «О построении истории русской фольклористики», увидевших свет в Иркутске в 1944 году, продолжал работать над книгой «Очерки литературы и культуры Сибири», кото рая также была издана в Иркутске в 1947 году. Филологическим событием в культурной жизни Сибири явилось созванное по ини циативе М. К. Азадовского совещание фольклористов и сказителей. Оно состоялось в Иркутске 21—25 марта 1943 г. и имело большое теоретическое и общественно-полити ческое значение. «Созванное в дни Великой Отечественной войны, в дни, когда решают ся судьбы нашей родины и вместе с тем судьбы всей мировой культуры и всего передового человечества, оно явилось ярким свидетельством того, что и в этих трудных условиях наука в нашей стране продолжает спокойно и уверенно свою творческую со зидательную работу,— писал М. К. Азадовский,— беспрестанно выдвигая новые задачи и овладевая новым материалом» (Новая Сибирь, Иркутск, кн. 14, 1943, с. 69). В работе совещания приняли участие фольклористы, писатели, сказители Сибири, делегаты войск Забайкальского военного округа, партийные работники, деятели искус ства. Это был авторитетный форум работников науки, культуры, просвещения. Совеща ние в Иркутске «способствовало консолидации сил фольклористов, в особенности тыло вых районов. Вместе с тем оно послужило началом широкого развития научной работы по изучению фольклора Отечественной войны» (Русский фольклор Великой Отечествен ной войны. М.—Л„ 1964, с. 16). В декабре 1943 г. М. К. Азадовский приехал в Москву и на научно-творческом сове щании по фольклору выступил с докладом «Итоги и перспективы современной фольк лористики», посвятив его памяти академика Ю. М. Соколова. Доклад М. К. Азадовского на московском совещании — пример гражданского му жества ученого (рукопись не публиковалась. ГБЛ, ф. 542, к. 4, ед. хр. 2, лл. 1—42). Забота о настоящем и будущем науки, душевное сожаление о погибших на фронтах фольклористах, особенно молодых и талантливых, занимают в докладе большое место. Горечь утрат, невосполнимые потери рукописей и их авторов М. К. Азадовский призы вал восполнить честным и самоотверженным трудом. Заканчивая доклад, М. К. Азадов ский сказал, что перед советскими фольклористами стоят огромные задачи «разоблаче ния различных теорий, изобретённых для оправдания насилия, мракобесия и террора,— разоблачения и вместе с тем боевого противопоставления своей науки, науки, проник нутой светлым мировоззрением и пафосом культурного строительства».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2