Сибирские огни, 1988, № 12
На заседаниях общества М. К. Азадовский прочитал доклады «Задачи филологиче ских наук в дни Великой Отечественной войны», «Роль фольклора в патриотическом воспитании трудящихся», «Советская фольклористика за 25 лет», «Кризис европейской фольклористики», «Славянская фольклористика в начале XIX века», «Историко-литера турные изучения в Советском Союзе за 25 лет Советской власти», «Культурное движе ние в Сибири в начале XIX века» и другие. Работа общества внесла новую свежую струю в научную Жизнь Сибири. На заседаниях с докладами и рефератами выступали и маститые учёные и те, кто только вступал на научное поприще. Научное общество, руководимое М. К. Азадовским, объединило научные, писатель ские, педагогические и краеведческие силы. Члены общества выступали с лекциями и докладами на предприятиях Иркутска, выезжали в колхозы области. В условиях воен ного времени эта работа достойна внимания исследователей истории культуры и науки Сибири. Ректор Иркутского университета в те годы И. С. Шевцов писал: «Благодаря общественно-политической и научной деятельности К . К. Азадовского, историко-фило логический факультет Иркутского университета быстро окреп и завоевал большой авторитет в Сибири, о чём свидетельствует приглашение М. К. Азадовского и других работников факультета для чтения докладов и лекций в Бурят-Монголию и Якутию...» (ГБЛ, ф. 542, к. 55, ед. хр. 5, л. 22). Поездку в Улан-Удэ летом 1942 г. М. К. Азадовский называл «первым большим выходом в свет». В Бурятии он провёл совещание о фольклорных изданиях к 25-летию Октября, дал согласие редактировать работы бурятских фольклористов, наметил ряд публикаций бурятских народных сказок на русском языке, написал исследование «Ис тория бурят-монгольской фольклористики». Необходимость издания первого исследова ния по истории бурятской фольклористики назрела давно. Об этом постоянно упомина ется на фольклорных конференциях, отмечается и в печати: «История бурят-монголь ской фольклористики» М. К. Азадовского является ценным наследием, которое должно быть опубликовано в ближайшее время и стать достоянием широкого круга фолькло ристов»,— писала в 1969 г. профессор Иркутского университета Н. О. Шаракшинова (М. К. Азадовский и Сибирь. Иркутск, 1969, с. 14). Но рукопись по сей день лежит в Рукописном отделе Бурятского филиала СО АН СССР (инв. № 992) и ждёт своего комментатора и типографской печати. В годы суровых военных испытаний воля и труд М. К. Азадовского, помноженные на талант и эрудицию, возросли, кажется, в несколько раз. Он был неутомим, не давал «научного покоя» его окружавшим. «С моим приездо.м здесь как будто начинает ожив ляться и местная научная жизнь. Уже целый ряд моих прежних учеников, закисших тут было и совсем отставших от научной работы,— писал М. К. Азадовский В. Ю. Крупянской,— заявили мне о возвращении к науке; некоторые... уже приходили сове товаться о теме диссертации...» (Из истории русской советской фольклористики. Л., 1981, с. 209). Приходили не только иркутяне, приезжали из Улан-Удэ, Хакасии, Якутска и других городов страны. Всех Марк Константинович консультировал, доброжелательно руково дил их научными работами, давал советы и рекомендации. «Читал, что Вы в Иркутске «раздули кадило» — фольклористическое, понятно,— писал М. К. Азадовскому из Алма-Аты 17 октября 1943 г. старый друг профессор Г. С. Виноградов.— Значит, думаю, здоров: это чего-то в наш век стоит. Читал, что Вы не довольствуетесь иркутскими пределами и летите в Якутск. В добрый путь...» (Литера турное наследство Сибири. Т. 1. Новосибирск, 1969, с. 205—206). Жанры якутского фольклора—былины (олонгхо), сказки, лирические песни, поэтиче ские легенды поразили Марка Константиновича художественным совершенством, силой и колоритностью образов, живописностью описаний, изяществом языка. Об этом он писал в статье «Импровизации М. Н. Тимофеева-Терешкина», предпосланной сборнику сказителя «Якуты на войне», опубликованного в Иркутске в 1942 году. Отзыв об импровизациях якутского олонгхосута выходит далеко за пределы отра жения темы фольклора Великой Отечественной войны в его творчестве. М. К. Азадов ский дал обзорную характеристику якутского фольклора, опираясь на труды фолькло ристов и этнографов XIX века — В. П. Серошевского, И. А. Худякова, С. В. Ястрем- ского, А. А. Попова, В том же году книга была издана в Якутске на якутском языке. Тема фольклора Великой Отечественной войны уверенной поступью входила в круг исследований советских фольклористов. В годы войны потребовалась перестройка науч ной работы, чтобы более глубоко и ярче осветить продолжение героических традиций народа, запечатлённых в фольклоре, созданном по горячим следам истории. В те годы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2