Сибирские огни, 1988, № 12
который выписывал газету, читал книги. Он сразу меня понял и сумел меня населению. Он сумел многим доказать, что моя работа не только важна, н лезна для них. ^ ^ Конечно, много могла помочь мне интеллигенция, но должен сказать, чт^ весьма разочарован. С одной стороны — учительство, а с д р у г о й — духовенство, ство мне было очень полезно и оказывало много услуг, особенно те учителя, которые там живут постоянно, которые являются сами представителями деревни, к ним нет недо верия. Но мне приходилось встречаться и с невежественными учителями. Я не за уду учителя, который валялся пьяным, а также грубой молодежи учителей в хуторе узино, к которой я пришел за советом. Они встретили меня, распевая модные романсы, и брен ча на балалайке, и разговаривая со мной, как будто были знакомы лет 20. Покалякали о том о сем и не проявили никакого интереса к моему делу. Все-таки я являлся послан цем академии. К сожалению^ учителя не всегда являются авторитетными и знакомство с ними иногда портило мне дело. Что касается духовенства, то активной помощи я от них не имел. В лучшем случае нейтралитет, а большей частью — враждебность. Но бывали и среди крестьян люди с самыми разнообразными интересами, например, Черепанов'", который собирал старые рукописи и записывал из года в год цены на хлеб, а также тщательно вел метеорологический дневник, отмечая, в какой лень выпал снег. Он понял сам. что это важно. Местная интеллигенция была случайной в этих местах, например, ссыльные. Один мой товарищ, будучи студентом, действовал таким образом. Собирал сход, го ворил, зачем приехал, и просил спеть ему. Никто не хотел, и тогда староста заставлял. Когда я узнал об этом, то высказал ему осуждение. Никакого принуждения здесь не должно быть, мы не начальство и не можем быть начальством. Я, конечно, мог бы при стращать, но это было бы с одной стороны неправильно, а с другой — морально недопу стимо. Но какие препятствия мешают работать? Прежде всего очень трудно выбирать под ходящее время. Большая часть записей ведется летом. Летом у крестьян время горя чее, и приходится работать урывками. Другое условие, весьма тягостное — это пьянст во населения. Сплошь и рядом в избу врываются пьяные, мешают. Лишним фактором, мешающим работать, являлось деревенское любопытство. — Кто ты, зачем приехал, что нужно? В избу, где вы собираетесь работать, набираются со всех сторон любопытные, ме шают вам, отпускают иронические словечки, поощряют. Не малую роль играют ребятиш ки. Это ваша свита. В избу они вваливаются вместе с вами. И если действующим лицом является мать или сестра, тут они лезут, тянут, хватают. В таких случаях я давал им конфеты и отсылал. Конфеты полезно иметь при себе. Нередко лаской к ребенку поку паете сердце матери. Я заметил, что вторичный приезд в деревню не столь продукти вен, как первый. В первый раз вам мешает всеобщее любопытство, но когда вы вто рично приезжаете, то малое сочувствие и отсутствие любопытства вас губит, потому не откладывайте свою работу, старайтесь ее делать в один приезд. Теперь нужно перейти к типам певцов, сказителей и сказительниц. Все они разде ляются на два разряда. Одни — у которых каждое слово приходится извлекать клеща ми, а другие — артисты, которых не нужно просить, у которых все льется из души, которые, спев песню, не могут остановиться, и слова сказки льются широкой волной. Пример — бабушка Болтанасиха. Точно так же на Лене была бабушка Белоусова, ко торая заявила, что ничего не знает, на свадьбах не бывала и ни разу по покойникам не причитывала, но которая оказалась лучшим знатоком свадебных песен. В сказках особенно важную роль играет сказитель. Он ее творец, он вносит мест ный колорит и отпечаток своей собственной личности. Как мы не можем изучать «Вой ну и мир», не изучая самого Л. Н. Толстого, так же и здесь нужно знать каждого ска зителя и его биографию. Но не надо записывать биографию при нем же, это несомнен но будет казаться чересчур подозрительным. Интересный пример нам дает Озаровская. Один из ее сказителей заставлял каждый раз своего героя укладывать все свои костю мы. Иван, купеческий сын, отправляясь в путешествие, решил взять с собой три пары «кустюмов». Это оттого, что сам рассказчик был продавцом готового платья в магази не. Другой предлагал Ивану-Царевичу открыть для дохода гостиницу именно потому, что сам служил в гостинице. Когда вы записываете сказку, то избегайте переспраши вать, лучше пропустить, но ни в коем случае не заставлять повторять, также не надо заставлять диктовать себе, так как у рассказчика пропадает вдохновение. Моя способ ность быстро писать выручила меня, и мне удалось записать много ценных образов, сох
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2