Сибирские огни, 1988, № 12

который выписывал газету, читал книги. Он сразу меня понял и сумел меня населению. Он сумел многим доказать, что моя работа не только важна, н лезна для них. ^ ^ Конечно, много могла помочь мне интеллигенция, но должен сказать, чт^ весьма разочарован. С одной стороны — учительство, а с д р у г о й — духовенство, ство мне было очень полезно и оказывало много услуг, особенно те учителя, которые там живут постоянно, которые являются сами представителями деревни, к ним нет недо верия. Но мне приходилось встречаться и с невежественными учителями. Я не за уду учителя, который валялся пьяным, а также грубой молодежи учителей в хуторе узино, к которой я пришел за советом. Они встретили меня, распевая модные романсы, и брен­ ча на балалайке, и разговаривая со мной, как будто были знакомы лет 20. Покалякали о том о сем и не проявили никакого интереса к моему делу. Все-таки я являлся послан­ цем академии. К сожалению^ учителя не всегда являются авторитетными и знакомство с ними иногда портило мне дело. Что касается духовенства, то активной помощи я от них не имел. В лучшем случае нейтралитет, а большей частью — враждебность. Но бывали и среди крестьян люди с самыми разнообразными интересами, например, Черепанов'", который собирал старые рукописи и записывал из года в год цены на хлеб, а также тщательно вел метеорологический дневник, отмечая, в какой лень выпал снег. Он понял сам. что это важно. Местная интеллигенция была случайной в этих местах, например, ссыльные. Один мой товарищ, будучи студентом, действовал таким образом. Собирал сход, го­ ворил, зачем приехал, и просил спеть ему. Никто не хотел, и тогда староста заставлял. Когда я узнал об этом, то высказал ему осуждение. Никакого принуждения здесь не должно быть, мы не начальство и не можем быть начальством. Я, конечно, мог бы при­ стращать, но это было бы с одной стороны неправильно, а с другой — морально недопу­ стимо. Но какие препятствия мешают работать? Прежде всего очень трудно выбирать под­ ходящее время. Большая часть записей ведется летом. Летом у крестьян время горя­ чее, и приходится работать урывками. Другое условие, весьма тягостное — это пьянст­ во населения. Сплошь и рядом в избу врываются пьяные, мешают. Лишним фактором, мешающим работать, являлось деревенское любопытство. — Кто ты, зачем приехал, что нужно? В избу, где вы собираетесь работать, набираются со всех сторон любопытные, ме­ шают вам, отпускают иронические словечки, поощряют. Не малую роль играют ребятиш­ ки. Это ваша свита. В избу они вваливаются вместе с вами. И если действующим лицом является мать или сестра, тут они лезут, тянут, хватают. В таких случаях я давал им конфеты и отсылал. Конфеты полезно иметь при себе. Нередко лаской к ребенку поку­ паете сердце матери. Я заметил, что вторичный приезд в деревню не столь продукти­ вен, как первый. В первый раз вам мешает всеобщее любопытство, но когда вы вто­ рично приезжаете, то малое сочувствие и отсутствие любопытства вас губит, потому не откладывайте свою работу, старайтесь ее делать в один приезд. Теперь нужно перейти к типам певцов, сказителей и сказительниц. Все они разде­ ляются на два разряда. Одни — у которых каждое слово приходится извлекать клеща­ ми, а другие — артисты, которых не нужно просить, у которых все льется из души, которые, спев песню, не могут остановиться, и слова сказки льются широкой волной. Пример — бабушка Болтанасиха. Точно так же на Лене была бабушка Белоусова, ко­ торая заявила, что ничего не знает, на свадьбах не бывала и ни разу по покойникам не причитывала, но которая оказалась лучшим знатоком свадебных песен. В сказках особенно важную роль играет сказитель. Он ее творец, он вносит мест­ ный колорит и отпечаток своей собственной личности. Как мы не можем изучать «Вой­ ну и мир», не изучая самого Л. Н. Толстого, так же и здесь нужно знать каждого ска­ зителя и его биографию. Но не надо записывать биографию при нем же, это несомнен­ но будет казаться чересчур подозрительным. Интересный пример нам дает Озаровская. Один из ее сказителей заставлял каждый раз своего героя укладывать все свои костю­ мы. Иван, купеческий сын, отправляясь в путешествие, решил взять с собой три пары «кустюмов». Это оттого, что сам рассказчик был продавцом готового платья в магази­ не. Другой предлагал Ивану-Царевичу открыть для дохода гостиницу именно потому, что сам служил в гостинице. Когда вы записываете сказку, то избегайте переспраши­ вать, лучше пропустить, но ни в коем случае не заставлять повторять, также не надо заставлять диктовать себе, так как у рассказчика пропадает вдохновение. Моя способ­ ность быстро писать выручила меня, и мне удалось записать много ценных образов, сох

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2