Сибирские огни, 1988, № 12

с пародом. Я могу сказать, что в своих поездках я очень многому научился, и я пола­ гаю, эта встреча с народом была не бесполезна. Но ведь можно возразить: в сущности, в народной словесности сделано много. Да, действительно, изучение идет с весьма дав­ них пор. Оно началось бог знает когда. Еще в XVII веке находятся различные любите­ ли, которые оставили нам сборники своих работ. В XVII веке у нас имеется сборник Кирши Данилова^. Также мы знаем, что иностранец Ричард Джеймс® записывал сло­ варь дошедших до него слов, В XIX веке мы имеем целый ряд всевозможных записей и исследований во главе с Пушкиным, Гоголем и другими, и заканчивается это исследова­ ние сборниками, записанными в разных областях севера России и Сибири. Быть может, нам уже не нужно больше записывать, быть может, уже много сделано и дальнейшее изучение, сделанное неспециалистами, будет вредно и излишне? Но, преж­ де всего, наша родина очень велика, и есть уголки, куда не проникали исследователи и где возможно еще ожидать многого. Так, например, по реке Лене есть местечко Карам, с которым сообщение возможно только зимой; летом же путешествие исключительно трудно и сами крестьяне, в течение лета, являются отрезанными от окрестных селений. Кроме того, при изучении былин важен каждый вариант, о важности же былин вообще вы знаето все. Бот маленький пример. Беем известные два великих памятника — «Илиада» и «Одис­ сея». Раньше думали, что их автором является Гомер, но потом ученые пришли к пра­ вильному выводу, что невозможно одному человеку создать такую эпопею, в которой материалы занесены в разные эпохи и есть повторения... Наконец пришли к выводу, что были отдельные песни, которые здесь собраны вместе. Наши былины являются примером тех песен, которые пелись в древней Греции, из которых потом сложились «Илиада» и «Одиссея». Б нашем эпосе интересно то, что ни один народ не имеет ни одного подсобного источника. Бажно записать остатки, где сохранились еще такие бы­ лины. Так, например, было мнение, что в Сибири, на Амуре нет былин, между тем я на­ толкнулся на традиции, там были знатоки былин, и мне удалось застать последних пред­ ставителей^. В народную жизнь вносится все время новое и новое. Это отражается в том, что именуется народной словесностью. Например, частушки, их миллионы, но записы­ вать их важно, так как они отражают те влияния, которые нахлынули в народную ду ­ шу. Война, революция, события, которые происходят в Петербурге, Москве. В народе замелькали имена, например, Керенского, и целый ряд других имен, о которых он что-то знает, но ясного отчета не отдает. Возьмем один из народных рассказов о происхожде­ нии войны. Дело было так, в 1904 году известна была война между Россией и Японией. Вот тотда богач Савва Морозов пожертвовал один миллион аршин полотна на солдат. По­ жертвовал великому князю. Заходит раз Савва Морозов в лавку купить полотна или холста. Видит — его товар, значит, смошенничали. Он встречает этого князя и говорит: «Ловко вы мошенничаете». Князь обиделся, Савву Морозова арестовали. Рабочие, зна­ чит, узнали и объявили забастовку, покуда хозяина не отпустят. Царь отправил их ус­ мирять. 9-го января, знаешь? Ну, Вильгельм® в ту пору посмеялся: «С японцами вое­ вать не сумели, а со своими расправились». Наши затаили злобу. Вот вам и война рус­ ских с немцами. Представьте себе, сколько подобных рассказов будет теперь и как причудливо будет сочетаться в народной душе, так теперь взбудораженной. Другой пример. В народной словесности интересно изучать причитания. Известно, что до сих пор существует обы­ чай в деревне провожать покойника причитаниями. В теперешние причитания вклады­ ваются новые мотивы. Причитают по тем, кто убит на войне, жалуются и проклинают того, кто войну выдумал. Проводы на войну сопровождаются также целым рядом об­ рядов. Так что видите, народная словесность не только не умерла, но живет и все вре­ мя получает новые живительные соки и нам необходимо все это собрать сейчас, чтобы навеки сохранить эти памятники и ближе соприкоснуться с народной душой. Также важна отрасль изучения языка. Всем известно знаменитое стихотворение Тургенева, заканчивающееся тем, что он не может не верить в народ, которому дан такой богатый, великий язык. Мне нередко приходится слышать: чем же богат русский язык? На это трудно ответить, потому что мы так привыкли к языку книжному, что на­ родную живую речь мы не чувствуем, не понимаем. Недаром сказано: «язык есть ис­ поведь народа, в нем слышится его душа». Если говорят, человек есть стиль, по тому, как человек пишет, говорит, можно догадаться о его характере.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2