Сибирские огни, 1988, № 12
пйл и М, К., Азйдовскый, так постипают » л д библиографических тридов А 1г заинтересованные в обо- пиком ценнейшей информации по пред2аемой становится истон- н. н. яиовств М. к. АЗАДОВСКИЙ ДОКЛАД В ЛЕСНОМ Наш кружок посвятил себя изучению родиноведения. Прежде чем приступить к теме своего доклада, я хочу остановиться на термине — что такое родиноведение? Задачу эту мы понимаем просто. Нужно познавать свою ро дину, потому что в сущности мы все ее любим, но смутно себе ее представляем. В на стоящее время, особенно сейчас, ярко вырисовывается эта необходимость. < ...> А нам необходимо глубоко узнать свою родину, узнать каждый ее уголок, практически, со все ми ее скорбями, и представить себе всю многоликую и многообразную жизнь родины целиком. Но не только ради этих целей мы должны изучать родину, ее изучение имеет глубокие другие последствия. У нас принято думать, что творцами науки являются раз личные ученые, аристократы науки занимаются ею, а все остальные — получаем то, что они нам преподносят. Между тем, когда к научному изучению привлекаются все слои населения от старших до младших, от научных работников до самого простого обыва теля, тогда всем становится ясно, что научное изучение — дело, возможное для всякого, и, мало того, всякий должен принимать участие в этом общем деле. Если бы нам уда лось привлечь все слои населения, то у нас не было бы праздных людей, не знающих, чем заполнить свой досуг. Посмотрите, сколько молодых людей слоняются, не зная, чем заняться, чем заполнить свое свободное время, словом, тоска неимоверная, читать надо ело, а между тем нет такого местечка, где бы человек не нашел себе дела, но не каж дый умеет найти его. Наш кружок задался целью познать то место, где мы живем. Многие родились здесь. Учатся почти все здесь; многим предстоит и в будущем прове сти значительную часть времени здесь. Поэтому необходимо изучить то место, с кото рым [связано] так много воспоминаний: каково было его прошлое, настоящее, каковы его обитатели — и целый ряд вопросов, в высшей степени интересных и важных. Но не все связаны с Лесным, многие здесь случайные гости и летом разъедутся по различным уголкам нашей России. И вот мы хотим при своем кружке открыть секцию, куда каж дый мог бы сообщить результаты своих сведений и наблюдений. Основной целью родиноведения является познание жизни народа, а для этого одним из лучших средств является изучение народной словесности. В учебниках, напечатанных и всем известных, говорится, что народная словесность изучает сказки, былины, загово ры, причитания, но она не исчерпывается отведенным ей количеством страниц. Народ ная словесность — это по существу та, которая живет, творится и созидается, это то, в чем мы познаем народ. Народ является нам путем изучения его художественной лите ратуры, точно так же в народной словесности мы постигаем душу того невидимого творца, настоящего творца истории, творца жизни, который скрывается в глубинах жизни и вдруг властно появляется на ее поверхности. Изучение народной словесности нам дорого еще и потому, что оно, в особенности для изучающего, дает возможность заполнить ту пропасть, которая всегда существова ла между народом и интеллигенцией'. Между нами нет ничего общего, мы не знаем на род, мы приписываем ему различные понятия, думаем, что он так-то должен смотреть на те или иные вещи, но глубокого проникновения в его жизнь не имеем. Народ нас то же не знает, для него мы баре, господа, которые чему-то учатся и для которых учение является повинностью. Я никогда не забуду, как, будучи студентом второго курса, то ропясь утром рано в Университет, я встретил нескольких рабочих. Один из них сказал: «Смотри-ка ты, студенты и валят и валят». Другой ответил: «Небось повалишь, когда жрать захочешь». Вот вам какое представление о науке, о студентах и обо всем. Только непосредственное соприкосновение с ним может заставить нас понимать народ и смот реть на него иначе. В этом успех изучения народной словесности. Народная словес ность— это исключительное поле, богатое различными возможностями для сближения 6 Сибирские огни № 12
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2