Сибирские огни, 1988, № 12
НАШИ п а в л и н А Ц И И к 100-летию М. К. Азадовского С ибиряки высоко ценят своего земляка, фольклориста и этнографа, искуса воведа, библиографа и историка литературы Марка Константиновича Азадовского. Вслед за Г, Н. Потаниным и Н. М. Ядринцевым выдающийся советский ученый внес в развитие нашей филологической науки исключительно много. Достаточно назвать его фундаментальное исследование «История русской фольклористики». Этот уникальный труд, изданный в двух томах посмертно, по справедливому заключению академика В. М. Жирмунского, «вошел в число классических трудов по вопросам народного твор чества». М. К. Азадовский родился 5 (18) декабря 1888 года в Иркутске в семье чиновника горного ведомства. Там прошло его детство — «в крайне стесненной материальной об становке» (так сказано в автобиографии). Для упрочнения положения многочисленной семьи родители переехали в Хабаровск. Однако Марк Константинович учиться продол жал в Иркутске^ Здесь под воздействием товарищеской среды в гимназии и полити ческих ссыльных (народников), живших в городе целой колонией, сложились его пе редовые научные и политические устремления. В 15 лет он участник нелегального гим назического рукописного журнала «Братство» и общества того же названия, выступает с докладами о творчестве В. Белинского и Н. Огарева, увлекается демократическим те атром, русской и западной живописью^ Его первая печатная работа «Амурская час тушка» свидетельствовала о глубоком интересе юноши к устному творчеству русского народа и предопределила весь жизненный путь ученого. Одна из первых работ М. К. Азадовского, ранее не появлявшаяся в печати, это его лекция в Коммерческом училище, расположенном неподалеку от Ленинграда — в местечке Лесное. Лекция прочитана в 1918 году как вступительная глава к курсу о фольклоре. Она и в то труднейшее время ориентировала молодежь на изучение родно го края, В лекции приведено много ярких примеров по успешному собиранию народно го творчества, по родиноведению, что не могло не заинтересовать молодых людей учи лища. Да и сегодня они звучат поучительно и актуально, так как родиноведение— от личное слово! — требует к себе постоянного и самого пристального внимания. Велико эпистолярное наследие М, К. Азадовского, Из собранных писем опублико вана лишь незначительная часть. Его переписка с писателями и исследователями ли тературы, в том числе и с М. П. Алексеевым, представляет несомненный историко-лите ратурный интерес. В письмах отчетливо проступает методология ученых, требующих широкого охвата литературных и общественных явлений, точных и глубоких определе ний в их оценке, неукоснительной достоверности во всех деталях: точность фактогра фии они считали для себя неоспоримым законом литературной науки. Переписка М. К. Азадовского с М. П. Алексеевым несет в себе такую фактографию, она побуж дает и к сопоставлению с известными в науке фактами, и к поиску неизведанного. Кро ме того, в письмах немало формулировок новых тем, новых к ним подходов. И, что немаловажно, в переписке Марк Константинович и Михаил Павлович раскрываются не только как оригинальные и крупные ученые, но и как люди честные и преданные сво ему призванию, своему служению науке, нужной народу. Рецензия на книгу «М. К. Азадовский. Указатель литературы» выполнена в лучших традициях вещей такого рода: она и оценивает указатель, и пополняет его. Так посту-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2