Сибирские огни, 1988, № 12
Казалось бы, сколько уже написано о судьбе М. Цветаевой, обстоятельствах ее возвращения на родину, ее смерти. А о том, чуо за взгляды она исповедовала, живя на чужбине, какое общественное движение счи тала себе близким — об этО'М есть букваль но крупицы. Многие ли знают о том, что М. Цветаева была тесно связана с так назы. ваемым левым евразийством — особым, вы росшим из сменовеховства, течением в кру гах русской интеллигенции за рубежом? А ведь оно оказало определенное воздействие, в котором еще предстоит разобраться, и на ее духовную эволюцию, поэтическое умо настроение {Подробнее об этом: С. Лютова. Сила — там, в России... — «Неделя», 1987, № 41). Аналогичных примеров можно привести немало. Путь от полузнания к знаншо всегда не. прост. Но едва ли он будет легче, если пере стать думать «об исторической и эстетиче ской справедл]ИВ.ости» и всецело довериться тем, кто занялся ныне «поспешным «короно ванием» новых кумиров» («Правда», 13 ап. реля 1988 г.). Такое у нас уже было и, как известно, ни к чему хорошему не привело. Вполне естественно, что, допустим, «Док тора Живаго» или романы В. Набокова разные читатели оценивают по-разному. Не которые суждения несут на себе печать минуты или скользят мимо главного, сути, и, возможно, не без оснований сетует кри тик Л. Аннинский, имея в виду именно их: «о духовном феномене Набокова нам, втя нутым в споры «вокруг» него, думать не когда» («Московские новости», 1 мая 1988 г.). Но не сам ли он и подливает мас ла в огонь, смело ставя этого писателя ря дом с Пушкиным и Достоевским, а о стол кновении мнений и точек зрения, сопровож дающем публикацию его романов, стихов и эссе, отзываясь с таким раздражением, ко торое не может не вызвать ответной реак ции? «Эта дарвиновская борьба за место, эта опьяненная толкотня вокруг плода, вче ра еще запретного»... Тут уже не столько об этике наших дискуссий думаешь, сколь ко о другом: не дай бог, если широкое рас пространение получит склонность делать того или иного художника знаменем узких, по существу, групповых интересов, ревниво ограждая его от «непосвященных». Есть и такое: упомянуть одних и забыть о других, не менее достойных памяти. Так, перечисляя поэтов 20—30-х годов, в свое время задвинутых в тень или недостаточно нами оцененных, критик Б. Сарнов («Ого нек», 1988, № 19) называет имена Ахмато вой, Пастернака, Мандельштама, Цветае вой, Хлебникова, Ходасевича. Но почему-то в составленном им списке не нашлось места ни Заболоцкому, ни Клюеву, ни П. Василь еву. Странная забывчивость. Путь этот беоперспективен. Равно как и попытка односторонне, на основе сугубо вы борочного прочтения и торопливой перео ценки ценностей, «переписать» всю историю советской литературы. Ибо обернуться все это может только одним; насилием над культурой, которую все мы должны не рас пылять, во — в меру своих сил — обере гать. Забвением опыта, уроки которого об ладают бесценной поучительностью.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2