Сибирские огни, 1988, № 12
о А. КЛИТКО БОГАТСТВО НАШЕГО ОПЫТА в: се мы справедливо говорим сегодня Ьо необходимости нового взгляда на многие явления прошлого, нового подхода к ним. Но сам процесс его форми рования идет очень трудно, Ощутимо ме шает то, что уже приводило к издержкам, вызывало тревогу, — забвение историзма. Это прямо касается тех дискуссий о куль турном наследии советской эпохи, которые со страниц преимущественно специальных изданий решительно перекочевали ныне в самые популярные, широко читаемые жур налы и газеты. Идут они вокруг разного рода «белых пятен» и «трудных» эпизодов истории советского театра, изобразительно го искусства, но более всего — в связи с попытками по-новому, более глубоко и трез во, осмыслить литературный процесс 20— 30-х годов, наше представление о котором, конечно же, существенно обогатилось после публикации ряда произведений из литера турного архива. И можно только пожалеть, что в дискуссиях этих и спорах торжеству ет порой не дух анализа, а, как резонно писал недавно критик М. Синельников, «эмоциональная легкость», «поверхностность суждений», питаемые зачастую страстью «к этакому вселенскому ретроспективному разоблачительству», «пафосом отречения» («Лит. газета», 1988, № 13). Именно с таких позиций были выдвинуты обвинения против Маяковского, Шолохова, Горького. Обвинения, прямо скажем, несос тоятельные, подчас вздорные, что убеди тельно показано, в частности, в статье Ал. Михайлова «У подножия великана» и в ря де других критических выступлений (А. Панкова. С. Боровикова). Следует обратить внимание на одно не маловажное обстоятельство. Те, кто торо пятся причислить, допустим, того же Мая ковского или Шолохова к «сталинистам», не просто вступают в противоречие с факта ми во всей их сложной совокупности. По существу, они готовы поставить знак ра венства между художественным творчест вом и политической ориентацией, между об разным постижением правды жизни и идео логией, т. е. сделать то, чем, как известно, грешили рапповцы и вульгарные социологи всех мастей. Впрочем, почему только готовы? Авторы некоторых публикаций демонстрируют рав нодушие к эстетической стороне тех или иных литературных явлений, к художест венной концепции произведения, напрямую смыкая его со злобой дня и не скупясь на глобальные выводы. На это возникла свое го рода мода, которой они по мере своих сил и жаждут заплатить дань. Нередко — посредством слишком суммарных характе ристик, всякого рода умолчаний и т. д., со здающих заведомо одностороннюю картину. С предельной размашистостью, например, характеризует эпоху 30-х годов Г. Куницын, автор статьи «Пришло ли времечко?» («Лит. Россия», 1988, № 8). Не упоминая обо всех передержках, поскольку это заня ло бы немало места, скажу только о том, что, с точки зрения автора, утверждение колхозов было разнозначно возврату к крепостному праву. А отсюда выводится остальное; «Преобладающим психологиче ским типом в этой атмосфере, естественно, восстановился холоп. От холопа происхо дят холуй и хам. И чиновник! В литерату ре, ясно, утвердился этот же тип». Остановимся на минуту, переведем дыха ние. Что же получается: промышленные гиган ты первых пятилеток, на строительстве ко торых трудились, как мы знаем, в больший, стве своем вчерашние крестьяне, были со зданы руками холопов? И стахановское движение, энтузиазм миллионов — это также проявление холопства? Или всего лишь миф, созданный «ангажированными» журналистами и писателями, имена кото рых и произносить-то сегодня неловко? Трудно сказать, какой из этих версий от дает предпочтение автор статьи, но дальше он пишет следующее: «Ювенильное море», «Котлован», «14 красных избушек», «Шар манка» А. Платонова, ставшие доступны ми через пятьдесят и более лет после их написания, создают перед на.ми совсем дру гой мир 1930-х и 1920-х годов, чем наша увешанная звездами литература. Этот ряд увеличивают собой неоднолинейно правди вые «Собачье сердце», «Роковые яйца», «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «За говор равнодушных» Б. Ясенского. И те создания, которые, надо полагать, будут еще обнаружены...». Похоже, что больше всего Г. Куницыну хотелось бы противопоставить прозу А. Платонова и М. Булгакова произведениям других выдающихся и, добавим, всемирно признанных мастеров советской литературы — М. Шолохова и Л. Леонова. Не в них целит замечание об «увешанной звездами литературе», которой отказано в подлинной правдивости? Но Г. Куницын в данном отношении от нюдь не одинок. Нередко, когда заходит речь о 30-х годах, ситуацию представляют
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2