Сибирские огни, 1988, № 12
реактивные осколки». Автор передает то странное чувство, которое владеет его геро- я,\^и в сжатые, очень сгущенные минуты пе ред входом туда. Чувство «сумеречности в м()згу», когда движения и действия рук и ног как бы полуконтролируется людьми, А после «хмельные от схваченных рент генов глаза», руки без кожи, с незаживаю щими струпьями («А откуда ей быть, коже- то, ежели ее нейтронами убило на всю глу бину?»), и рвота («рентгенами нутро вы ворачивает»), и «ядерный кайф», когда весе ло до игривости. И этот вечный «ядерный загар». А когда все уже позади, когда сделано страшное дело, и живы, вдруг нисходит на людей «очень высокое парящее чувство гор дости в душе, что все в этой нелегкой жиз ни, даже ядерная смерть не страшно». И чувство великого братства. И все четверо будут идти со станции, обнявшись, хохоча, барахтаясь в снегу, поднимаясь... будут бросаться друг к другу, признаваться в любви. Затем снова падать в снег... и один уже не встанет. Здесь все художественно выверено и го ворит само за себя. Зсе это несомненные достижения произ водственной прозы. Но достижения единич ные. И вряд ли можно согласиться с кри тиком В. Шапошниковым, что полоса «от лива» для производственной прозы минова ла, и «она снова выходит на свои привычные, авангардные рубежи», так как дует «жи вительный ветер перемен». «Живительным ветром» несомненно в литературу нанесло новые проблемы. То тут, то там появляются произведения о подряде, хозрасчете, упразд нении е м у , министерств и т. д. Среди ге роев часто вернувшиеся из Афганистана и Чернобыля. Причем об этом только заявле но. «Ружье не стреляет». Лев Аннинский как-то говорил о «хищ ных темах» для критики; «За неимением что сказать выбирается «хищная тема» — зара нее знаешь, что... прочитают, будут гово рить... что ни напишешь — плохое или хо рошее — все будут читать». В литературе такой «хищной темой» остается производст во. Что ни напишешь — все напечатают. Прочитать — не прочитают, а напечатают обязательно. И критика будет снисходитель на, она научилась обходить непреложный закон — судить искусство по законам ис кусства. Производственная проза судится по каким-то иным законам. По-прежнему велик поток безликой вто ричной литературы о производстве, читая которую невольно вспоминаешь кем-то вер но замеченное о застое: «как будто после семьдесят девятого года наступил семьдес^ят десятый, а потом семьдесят одиннадцатый... а восьмидесятые годы так и не наступают». Хорошо было бы, если бы приобретения литературы фиксировались. Планка постав лена... Далее будет только выше и лучше. Но увы! Так не бывает. Мираж... И худо жественно значимые произведения Р. Кирее ва, В. Маканина, В. Мазаева, Г. Медведе ва не останавливают потока вторичной без ликой производственной прозы- Но именно они, эти художественно значимые произве дения, обостряют нашу настороженность ко всякому шаблону, канону, конъюнктуре... Именно они поднимают производственную тематику до уровня литературы. Возвра щают на круги своя. К человеку. Татьяна Васильевна Ваганова родилась в 1958 г. в Новосибирске. Окончила филологический факультет Томского государственного универ ситета в 1981 г. Работает в Новосибирской библиотеке имени М. Е. Сал тыкова-Шедрина. Ранее в «Сибирских огнях» публиковались ее статьи и рецензии.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2