Сибирские огни, 1988, № 12
ужасом наблюдая, как «выброс ползет по реке гигантской гидрой, ползет, сметая на своем пути все живое, и никто, никакая человеческая сила в мире не способна ее остановить». Вина человека изымает из всех его дея ний высокий, героический смысл. Инспек тор Бабушкин бросается в пионерский ла герь — спасти, предупредить, остановить. Вброд переходит разлившуюся реку, не умея плавать. Но лишь жалкой и неловкой выг лядит среди бурлящего потока его «стран ная, расхристанная, похожая на обсосанную конфету фигура» в легкомысленной курорт ной шапочке, с галстуком, болтающимся на животе... И не успокаивает «хэппи энд» повести. Авария устранена. Природа тяжело и над садно восстанавливала себя, истерзанная и распятая. Робко оживал ручей Есаулка — «живая, трепетная жилка на теле земли». Природа зализывала раны. Но в странном зыбком мерцании уже становилось видно, «как вновь, пока еще очень слабо задер- нировала подновленная Дамба, тугим коль цом охватившая гигантское свинцово-чер ное зеркало гидроотвала». Как знак новой беды. И предостережением звучала повесть... Заметим, что создание производственной прозы «от человека», прозы обобщенной, онтологической — это не открытие Р. Ки реева, Б. Маканина, Б. Мазаева. Это воз вращение к забытой традиции. К н о р м е . Бспомним недавно опубликованные романы А. Платонова «Ювенильное море», «Котло ван» и А. Бека «Новое назначение», напи санные в 30-е и бО е годы. Б них запечат лено мировидение, мирочувствование чело века той эпохи, которую принято называть сталинской. Несомненно, что путь через обобщение, через выход на бытийный уровень — далеко не единственный для «производственной» прозы. Есть и другие — и перспективные, и тупиковые. Б частности, явно неудачна попытка С. Есина показать производствен ный конфликт, как говорится, изнутри. Его повесть так и называлась: «Производствен, ный конфликт». Участники конфликта — директор фабрики, инженер по снабжению и сбыту и парторг как на духу выкладыва ют читателю, что ощутили, подумали, по чувствовали и т. д. Естественно, сразу же возникает вопрос: чего это они вдруг так разговорились, как на смертном одре? Что их сподвигло на исповедь? Тем более, что автор не делает попытки хотя бы формаль но обосновать это выворачивание наизнан ку трех человеческих «я». Очень трудно в это поверить в век закрытых людей. А может, герои не говорят, а думают? И нас как бы допустили подслушать их тайные мысли? Снова неувязка, теперь в форме повествования. Нет иллюзии достоверности внутренней речи. Предназначенная для се бя, она выпускает все, что является само собой разумеющимся. Неизбежны сбивы, повторы, перескакивания через уже извест ное. Так вьется человеческая мысль. Здесь же все изложено от и до, четко, по-оратор ски. Попытка уйти от схемы обернулась еще большей схемой и заданностью. Новизной материала интересна повесть Г. Медведева «Ядерный загар». Сам ав тор — инженер-энергетик, и «производство» выписано им досконально, со знанием дела. Говоря о его прозе, мы снова возвращаемся к спору о том, насколько конкретна долж на быть литература о производстве. Не ар гумент ли это с противоположной стороны’ (вспомним, что р. Киреев, Б. Маканий^ В. Мазаев сознательно уходили от детали)? И вновь появление «Ядерного загара» Г. Медведева делало спор беспредметным. Здесь сама конкретика поднимала повество вание до трагических высот. Из доскональ ного знания отдельного куста жизни воз никал целый мир. Оценивая первый вариант повести, Ва силь Быков писал автору: «Серьезно, значи тельно, ново. Что ново, это особенно важ но, тут Вы открываете новый материк в ли тературе и делаете это всерьез, с сознанием ответственности перед жизнью на земле...» Этим новым материком стал рассказ о бригаде ремонтников на атомной станции. Бригаде смертников. Им дано править «из держки лихого ядерного дела». Ремонтные машины где-то на опытном заводе. А реак тор должен работать! Допустимая доза облучения 5 рентген. Но будет явный пе ребор. «Неизвестно, сколько схватим,— с ус мешкой говорит один из «гвардейцев ядер ного ремонта»,— тут уж дай бог двумяста ми обойтись». Но официально будет заре гистрировано только пять. Негласный дого вор. И дозиметры будут оптические, со шка лой на 5 рентген. Оттого в душах, «запро данных ядерному дьяволу», закипает ка кое-то злое упорное чувство. Их задевает, что истинная доза будет скрыта. Ведь в этом отчасти и состоит их героизм. «Они принимали удар на себя в конечном счете во имя будущего, во имя мира на земле. Хотелось, чтоб об этом знали. Это же в большой степени и вызывало в них тайную гордость, поднимало на воображаемый пье дестал, позволяло высоко держать голову. Но... зафиксировано не будет... Слух, ко нечно, пройдет, легенда останется». Будет топтаться у входа ослабевший от страха, бледный дозиметрист, угодливо заг лядывая в глаза: «Две тысячи рентген в час... Как же вы, ребятки?» А «ребятки» вырезают из листового свинца костюмы и еще хохмят перед входом в ядерный ад: — Это тебе, Дима, чтоб наследственный механизм не спалить,— заботливо говорил Бася Карасев, старательно работая ножни цами по металлу.— Давай на примерку, герой! Он встал со свинцовой выкройкой в ру ках. Плавки приложили, обжали податли вый металл по форме тела. — Я стесняюсь! Го-го-го! Щекотно! — визжал Дима... — Ишо не все! Дай-ка я тебе пелеринку примерю! — Бася накинул Диме нагрудник, привстав на цыпочках. Обжал по форме гру ди. Подумав, просунул руку и обдавил сви нец на кулаке справа, потом слева. Полу чились выпуклости, похожие на женскую грудь. — Вот теперь в самый раз! — и все четверо разом захохотали. Дима кокетливо прошелся перед друзья ми, игриво вертя задом... А за чугунной трехтонной дверью не уни маются ревуны, «яростно мурлыча, будто скопище гигантских кошек», и воздух кажет ся мерцающим и струящимся. Не воздух, а смертельный для человека ионизированный газ. И оттуда надо извлечь «долгоживущие,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2