Сибирские огни, 1988, № 12
пеличностью. Выброшенный из цепочки, он наполняется ужасом перед жизнью». Потому отлучение от свиты для Мити — дртрясение, крах всей жизни. Всамделиш няя драма. Оказывается, что до сих пор Он жил, не испытывая ни в себе, ни на се бе никакого чувства более или менее силь ного. Теперь он задействован целиком, до самых-самых глубин своей натуры. Начи нается коловращение вокруг места в сви те. Пустого места! Вокруг пустоты. Но сам Родионцев этой пустоты не вндит. Пустое и главное стали равнозначны, потому что нет высшей точки, с которой можно было бы просмотреть жизнь целиком. Ее начало, конец,.. Все движется, коловращается в зам кнутом пространстве, тесном мирке, с уже сложившимися правилами и законами. Эти правила и законы усваиваются, вбираются, впитываются безоценочно. В этом тесном мирке, в этой ситуации для героев Макани- на — вся вселенная, все бытие. Люди си туации, как их называют. Люди без це лостной картины мира. В этом основа ос нов маканинского мировидения, то, что присутствует в его произведениях всегда, везде. То прямо проговаривается, разъясня- ется на ситуациях, судьбах, то незримо присутствует во «внутренней теме». Но присутствует неизменно. Жизнь героев В. Маканина раздробилась, раскололась на дни, которые не складываются в месяцы, месяцы не складываются в годы. Не жизнь — непрерывная линия, а жизнь — пунктир. День проживается от и до, и забывается. Связывать дни нечем, нет высшей идеи, смысла. Жизнь, состоящая из ситуаций. Из каждой ситуации лишь высасывается, выкачивается максимум всего и меняется «место стоянки». Та же мальгиновская фи лософия расчлененного арбуза. Столь раз ные Р. Киреев и В. Маканин выходят к одному. Значит, где-то здесь, в отсутствии целостной картины мира,— очень важный изъян нашего сегодняшнего существования. Но здесь ли искать истоки «нового бого искательства» Айтматова, Быкова, Астафь ева? Религия как-никак эту целостную кар тину мира давала. Пусть призрачно, ил люзорно, но объясняла, откуда мы, куда и зачем. И миф этот был необходим. Упо рядочивал бытие. Создавал видимость це лостности, единства. Определял место че ловека в мире. Что оставалось взамен? И как ощущает себя человек без целостной картины мира в сознании? Это трагическое ощущение В. Маканин остановил, запечат лел в своих Костюкове и Родионцеве. Как мы видим, производственная проза 80-х приобрела мировоззренческую весо мость (если понимать мировоззрение в его первоначальном смысле, где «мир» — все ленная, «воззрение» — взгляд длительный). Прозе «от проблемы» было явно не до то го. Длительно вглядываться некогда. Уста новка иная — чтобы ново и актуально. «Вселенная» ее интересовала меньше все го за пусками и домнами. Современная «производственная» размы ла все прежние представления, вобрав в се бя и исповедь, и философский роман, и социологическое исследование, и... Мы даже имеем феномен «производственной» прозы, написанной по законам «деревенской». Сов мещение несовместимого. Прежние край ности, антимиры сошлись... Как это было в повести В. Мазаева «Дамоа» («паш сов ременник», 1986, № 8), где ставились проб лемы нарушения мировой гармонии, при родной целесообразности. Кроме того, вся повесть была выдержана в распутинской манере с традиционным замкнутым «малым миром», в котором решались бытийные воп росы. И «малым миром» была дамба, где случилась авария: «Вал ядовитой промыш ленной жижи выплеснулся на поле... воро новым крылом покрыл реку, с размытого свинокомплекса пахнуло опасностью эпиде мий» и т. д. Здесь, в «малом мире», В. Мазаев решал художественную задачу традиционно. Бы ла экстремальная ситуация, которая про веряла людей на «самое-самое», высветила, «кто есть кто». Бежал с объекта начальник цеха Куклин, бежал спасать собственную дачу-Главврач санэпидемстанции Перепел- кина, «нервная женщина с веснушчатыми руками и бледной помадой на губах, вызы вавшая у всех легкое раздражение»,^ ока зывалась одной из немногих, кто действи тельно болел за дело искренне и пытался предотвратить беду, инспектор роно Бабуш кин бросался в бурлящий поток, чтобы пре дупредить об опасности пионерский лагерь... Но далее автор раздвигал тесные рамки «малого мира», выходя на бытийный уро вень, говоря о вселенской вине человека, уже утратившего слитность с миром, раз рушавшего гармонию... Некогда органичная часть природы, человек становился отторг нутым ею, чужим и чуждым ей существом. И в повести возникал отдельный от чело века мир, где были река, солнце, луна, дам ба, город, завод... Где все двигалось, и^е- велилось, коловращалось по каким-то не ведомым, неподвластным человеческому ра зуму законам, где человек не был ни царем, ни богом. Куда он даже не был допущен как недостойный. И над всем этим отдельным от человека миром зависла луна — «безмолвно-насторо женный, холодно-мерцающий, расписанный тайными кабалистическими знаками лик» Образ, поднятый до символа. Всевидящее око, Судия. И в полосу лунного света по падали герои повести. Просыпалась среди ночи жена первого секретаря горкома Кар- жавнна («как будто на веки ее легли чьи- то холодные пальцы»), просыпалась с пред чувствием непоправимой беды. На объекте дежурил ее муж, в катастрофе на дамбе была и его вина. А где-то входила в ядови тую реку ничего не ведающая дочь Каржа- виных Зойка. Дамба открывала свой зло вещий счет. В холодном мертвенном свете луны на Земле копошились люди — провинившиеся насекомые. «В узкой щели дамбы... шевели лось с глухим ворчанием нечто живое, гроз ное, маслянистое, неукротимое в своей ос вобожденной ярости. Люди и техника... в спешке и бестолковой суете что-то пыта лись спихнуть или скатить на горбящуюся спину этого живого чудовища... Все это, на миг вспоров тугую блестящую поверх ность потока, тут же исчезало без следа». «Джинн, вырвавшийся из бутылки»,— думает секретарь парткома Анохин. «Какая тупая, ужасная мощь!» — мелька ет у инспектора роно Бабушкина. И «всесильный» первый секретарь горкома уже не владеет обстановкой. С мистическим
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2