Сибирские огни, 1988, № 12
сещать почаще НИИ, заводы и совхозы? Но... современное производство не освоишь и за год, дилетантские знание и внешняя ско ропалительная нахватанность в литерату ре, может быть, даже вреднее полного не ведения». Это сознательный уход. Снова по зиция. Но так легко договориться до того, что о сапожнике может писать только са пожник, досконально знакомый с тонкос тями сапожного дела, о портном — порт ной, и так далее. Само существование обобщенной прозы делало спор беспредметным. Не случайно Анатолия Шевкуту, автора многих произ водственных романов, так поразил фено мен «Гражданина убегающего» В. Макани- на,— об этом упоминается в дискуссии в «Вопросах литературы». Повесть о первостроителе создана авто ром, который сам первопроходцем не был. А своего героя предположил, угадал, «вы числил». И «вычисленный», угаданный ге рой полностью совпал с реальными знаниями A. Шевкуты, который сам 30 лет прорабо тал прорабом на стройке и пишет самую что ни на есть реальную, конкретную произ водственную прозу. В «Гражданине убегающем» подробнос ти, привязки, реалии значимы, но совершен но не важны. Из всей конкретики быта строителя-первопроходца автор ограничи вается лишь типовым общежитием и вер толетами, прилетающими раз в полгода. Вновь разреженное пространство, более, чем у Р. Киреева, разреженное почти до полно го вакуума. Конкретика лишь отягощает сюжет. Бытовая история сведена, стянута, поднята до уровня социальной притчи. По B. Маканину, притча — и есть очищение. «В притче,— утверждает он,— удивляет не вы вод, не финал и не мораль. Важно пустын ное место и некая расстановка сил и чувств в вакуумной этой пустоте. Побыть очищен ным — для этого и пишутся притчи». Созда нию этого разреженного пространства в «Гражданине убегающем» все подчинено. Конкретика сведена до минимума. Характе ры стянуты до знака. «Гражданин убега ющий» — модель поведения. Она очень чет ко видна на очищенном, разреженном про странстве. Павел Костюков постоянно бе жит: от жен, детей, знакомых, привязаннос тей, сложностей, от... устойчивого бытия. Промежуточность — его вечное состояние. Как первостроитель, он многократно на чинает все с нуля и никогда не прикрепля ется к месту, не пускает корней, не строит своего дома, ни в ком не продолжает себя. Остановившись на новом месте, он понево ле обрастает людьми, потом легко стряхи вает их и снова бежит «все равно куда, лишь бы подальше». И Костюкову тоскливо и муторно только от того, что «однажды люди начнут повторяться», мир тесен, это неизбежно, он с ужасом предчувствует «все учащающиеся эти повторы». А его пре следуют оставленные жены, дети... И Кос тюков представляется себе белой бабочкой, и дети неумолимо преследуют его с сач ком, их десятки и сотни его детей... А он бежит. Дальше... Дальше... Как можно дальше... И эта маканинская поведенческая модель становится приложимой ко многим жизненным ситуациям, и в высшей точке своего обобщения поднимается до сущност ной модели бытия. И эту модель поведения, эту формулу он вывел, вычислил, как ни па радоксально, на основе собственного жиз ненного опыта. Нет, строителем-иервопро- ходцем он не был! Но был в ситуации, к ко торой эта модель, эта формула прилбйсима. Ситуация барачного быта, в котор^бй вы- рос Маканин. У .Льва Аннинского («Струк тура лабиринта», «Знамя», 1986, № 12) чи таем: «Барак, порождение первых пятиле ток, жилье аврально-недолговечное, рассчи- тайное на сезон-другой, по стечению исто рических обстоятельств застряло в нашей жизни на три-четыре десятилетия. Барак стал колыбелью нескольких поколений — психологические результаты этого сказыва ются теперь, когда поколения выросли». Из этого барачного бытия, его перева- лочности, временности, промежуточности легко выводятся «граждане убегающие», люди неприкаянные, без чувства дома, без корней. Но барак — это еще и скученность, тес- нота, безындивидуальность, безликость, одинаковость, «коммунальное сознание»,— так точно определил этот феномен В. Бон даренко,— «когда общежитие становится не только образом жизни, но и образом мыс ли». Тут надо искать маканинского «чело века свиты». Автор сам хорошо объяснил эту поведенческую модель. В его хорошо известной повести «Голубое и зеленое» чи таем: «Люди, их-то именно и было много, на квадратный метр много,— тут-то и та ился феномен одинаковости... Люди, живу, щие в бараке, и не могли быть разными или слишком отличающимися при такой густоте на квадратный метр, они бы не вы жили, как не выживают деревья и целые подлески... Одинаковость — это и было прореживание в людях, это и было платой за тесноту... Их всех, живших в бараках... уже тогда тянуло к еще большему сгуще нию, к сгустку города, к часу пик в метро, к толчее у гастронома, а также к толпе перед футбольным матчем на кубок,— они уже тогда провидели логическое, будущее». И калькой барачному бытию видится «муравьиная жизнь» института «Техпроект», описанного в «Человеке свиты» В. Макани- на, густо населенного заурядными, средни ми, «среднестатическими» (Л. Аннинский) инженерами. Здесь Митя Родионцев пере считывает какие-то бесконечные сметы и стремится вырваться из общей безликости, одинаковости, всепохожести. Но слишком сильна привычка бежать кучей. И Родион цев может быть только при ком-то. И единицей он начинает ощущать себя, лишь прибившись к свите директора, заси яв отраженным светом. Он человек свиты — это его удел. И лишь это дает ему тонус в жизни, занятость, суетное, но значение, де лает активным, даже и нужным. И форму ла, найденная В. Маканиным, выведенная им из законов барачного общежития, стано вится общеприложимой. Прав В. Бондарен ко, утверждая, что «человек свиты Митя Ро дионцев всегда будет стремиться примкнуть к какой-нибудь стае — к воровской ли шай ке, в институтских ли междуусобицах, или же в литературных группировках, ему страшно обрести свободу, стать хоть ка кой-то личностью, так и тебя за воло сы куда-нибудь поволокут. Под крылыш ком у вожака всегда спокойнее даже про игрывать, даже унижаться, даже погибать. Человек свиты может быть только лакеем.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2