Сибирские огни, 1988, № 12
«Что же зависит от человека, от его инициативы, а что для него запредель но?»— спрашивал трезвый реалист Р. Ки реев, и непременно упирался в вопрос о соотношении личности и «социальной роли» человека. Творческая активность, личная инициатива — с одной стороны, а с другой — система социальных ролей. И насколько человеку дано заступить за грань отведенной ему социальной роли? И это вопрос отнюдь не праздный. Осо бенно сейчас, когда так много говорится о человеческом факторе. Своим романом Р. Киреев как бы говорит: давайте трез во, без иллюзий смотреть на вещи, видеть реальную расстановку сил. Не живем ли мы в век нивелировки личностей? «Ны нешний человек жестко вписан в систему социальных связей, жестче, чем когда бы то ни было», — таково мнение Р. Кирее ва и не только его. Сошлемся опять-та- ки на философа Г. Батищева, который утверждает: «Сегодня в самой реальнос ти пока что преобладает вполне опреде ленная тенденция... я имею в виду «ус- редненность» и даже унификацию ролей... На место личного, неповторимого, своеоб разного сочетания побуждений, интере сов, ценностей приходит безличная обя зательность следовать правилу, ^образцу», роли. В этом смысле человек дела —это блестящий исполнитель, виртуоз такого безличного поведения, когда надо как бы забыть на время и спрятать в себе самом все неролевые особенности своего характера и личности... Все ролевые на выки, вся эта ролевая дисциплина — из вестное общественное достижение. Без них просто-напросто не обойтись, началась бы нестерпимая бестолковщина и сумя тица». И все же, по мнению Г. Батищева, об щая тенденция такова,что «все оригиналь ное в человеке-созидателе, все по стро гому счету индивидуально - творческое в нем... увы, не вписывается внутрь ро левого, ритмично-правильного поведения. Сколько-нибудь радикально - творческое отношение к делу выступает уже как с в е р х д е л о в о е , место ему не пре дусмотрено — из-за плотности социаль ных ролей». И в незнании этого многими писателями видит Г. Батищев причину неуспеха производственной прозы, и неприятие читателями литературного де лового человека. «Писатель от всей души хочет воспеть не знающее границ вмеша тельство героя в окружающую жизнь, — замечает философ, — а читатель с гру стно-скептической полуулыбкой подозре вает в писателе... донкихотство...». Трезвый реалист Р. Киреев хорошо по нял, что зачастую необходимо с в е р х у с и лие , чтобы изменить что-то. Обратимся непосредственно к роману. Речь здесь идет об учреждении — громадной махине, работающей на холостом ходу... Все в нем чем-то заняты, но установить до подлинно, чем именно, не представляется возможным. Известно лишь, что под его началом работает «энное число заводов» и Учреждение внедряет на них «новшества». Известно также, что все узлы и системы, ко торые числятся на подведомственных за водах как работающие, не работают... и работать не могут. А между тем живется в Учреждении совсем неплохо, приобретаются теннисные столы, рассаживается традескан^ ция у окон. А директор Учреждения о,?рру- дует себе голубую комнату с изыскярной обстановкой и душем. И герои «Застрявше го» приняли законы Учреждения как дан ность, «запустили себя в холостой меха низм». Недовольные есть, но никто ничего не предпринимает. Потому что, как скажет сам Р. Киреев в своей статье «Убывание героя» («Вопросы литературы», 1987, № 7), «для этого необходимо, чтобы цель распо лагалась не где-то за тысячу световых лет—• ибо как, например, приблизиться к Сириу су? — а на расстоянии, которое хотя бы теоретически подвластно человеческому ша гу». Для нормального, «серединного» человека остановить холостой ход Учреждения — сверхусилие: человек обыкновенный себя на него не поднимет. Именно таким, «середин ным» представляет Р. Киреев (хотим мы этого или не хотим, приемлем или не при емлем) современного человека в его основ ной массе. В «Убывании героя» читаем: «Спектр этого отношения чрезвычайно ши рок, и лежит он, думаю я, между двух по люсов. Для себя я обозначил их как по люс Сервантеса и как полюс Свифта. Пер вый возвысил человека, поднял его на нес лыханную высоту, второй... Второй сказал о нем самые страшные, самые убийственные, самые беспросветные слова. То и другое крайность. Один полюс, другой полюс, лю ди же в массе своей страшатся как зах ватывающей дух высоты, так и бездонных расселин... Герой предпочитает оставаться на некой нейтральной полосе, шаг в одну сторону, шаг в другую»... Таков в романе Леша Валетов — «серединный» человек, подчеркнуто серединный. «Особых... каких- нибудь примет у него не было. Ни шрама. Ни татуировки... Не изобретал ничего... Не сочинял стихов... Не был отличником, но и двоечником тоже не был. Единственное, пожалуй, чем мог похвалиться,— это неве роятной своей способностью ориентировать ся в пространстве». Он очень удобен, Ле ша Валетов, в с е м удобен. С ним спокойно. На рожон не лез, за грудки не хватал... Вообще избегал всех чрезмерностей и край ностей. Во всем держался середины, оста вался на нейтральной полосе. Жизнь жил, как аквариум нес. На вытянутых руках. Куда? Для него это не имело значения. Главное, чтобы не толкнули ненароком Ло котком не задели... Не наступили на ногу.., «Умел держать дистанцию». Он далеко по шел, в свои неполные 30 — был правой ру кой директора Учреждения и его прочили в министерство с большим повышением. И существующий порядок вещей его устраи вал. Как устроил бы л ю б о й порядок. Ему одинаково комфортно везде и всегда. И все же холостой ход Учреждения бу дет остановлен... И виной тому Ваня Мор- мышкин. Вот уж кто и на рожон лез, и за' грудки хватал, и правду-матку — рубил... Не признавал никакой середины, нейтраль ной полосы... И умеренные люди выводили его из себя, бесили... Рядом с ним как-то уж слишком заметной становилась их середин- ность... И в тихой валстовской квартире бунт устроил. Скандал... Этаким диким, кд- баном почувствовал себя среди этого голу-, бого царства в центре Москвы. Сбежал, не
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2