Сибирские огни, 1988, № 12
Свечкин — Мальгинов с его философи ей «расчлененного арбуза». По мнению Ин нокентия Мальгинова, извечная ошибка философов заключается в том, что «все они рытаются осмыслить жизнь в целом. Именно к жизни в целом относится во прос «а зачем все это?», который мы ред ко задаем применительно к частным случаям». И эту «жизнь в целом» Маль гинов сравнивает с арбузом. «Сколько ни крути и ни обнюхивай его, ни примеряй, ни строй по поводу его самых головокру жительных гипотез, вы не поймете пред назначения этого полосатого чуда до тех пор, покуда ножичком не расчлени те его на аккуратные дольки и одну из них не поднесете к губам...». Так что рас членяй «жизнь в целом», которую, как и целый арбуз, ни за что не проглотишь, на аппетитные дольки и вгрызайся в сахари стую мякоть со смаком и удовольствием. Свечкин так и делает — вгрызается в свой кус арбуза, все остальное пропу ская через себя без задержки. И на дне этого филигранного фильтра остаются все общие идеи, все философии, все лиш ние чувства. Свечкин не позволяет себе расходоваться на все это. Он хорошо понимает, что человек не бесконечен, он не может все, и потому должен вложить себя во что-нибудь одно, целиком, без остатка. Не рассредоточиваясь. Петр Свечкин вкладывает себя в свое детище — Новоромановскую швейную фабрику. Он администратор, администра тор волею божьей. Это его дело, то, что никто не сделает лучше него. Но как быть с живой жизнью, слишком многообраз ной и многосмысленной, чтобы остаться в ней одномерным администратором? Так Р. Киреев выходит на очень важный во прос, который решают и социологи, и философы, и психологи. Роман приобре тает статус социального исследования. Ка кой должна быть личность в эпоху НТР: должна ли она сдерживать, ограничи вать себя, подгонять под некую социаль ную роль? Или мы живем в век «беско нечного» человека? Р. Киреев пытается решить (скорее поставить) этот вопрос на человеческом материале. Так рядом со Овечкиным появляется фигура Виктора Карманова. Как пол ная противоположность. Личиость «бес. ксынечная», «беспредельная» — антитеза, антимир овечкинской предельности... Свеч- кин и Кар.ма«ов. Человек, ограничива ющий себя во всем, и человек безгра- ничиый, не желающий виисывать себя в рамки социальной роли. Карманова про сто распирает собственная бесконечность, грандиозность замыслов. Вот уже два года втайне от всех создается «книга ве ка» («и скоро, скоро мир ахнет уэиав!»). И влюбляется Карманов отчаянно и без надежно опять же не в пример бесчуш- ствьен'ному Свечкину. И когда в «психо. логической дуэли», на которой строится роман, мы начинаем склоняться явно к Виктору Карманову, автор, любитель ка зуистических фокусов, объявляет Карма нова полным банкротом, человеком не- состоявшимся, «необъявленным», с не осуществленными грандиозными замыс лами, «все еще подающим надежды» («Есть такой сорт людей, которые до про- бов'ОЙ доски подают надежды»). И если Овечкин «пишет свою жизнь набело, без помарок», то у Карманова — «оплошная подготовительная тетрадь. Вот только к чему подготовительная?». Пришло пони мание. что все в чем-то превосходят его, сосредоточившись на одном и достигнув в этом совершенства. А он, человек бесконечный, остался во всем дилетан там. Он — везде и нигде. И книги века он никогда не напишет, не создаст. Он это хорошо понял про себя, Виктор Кар манов. «Я всегда считал, — скажет он,— что искусство, настоящее искусство по купается страданием, я же попросту не умею страдать. Ничто не пронимает ме ня... Я неуязвим... Я по-прежнему выщусь на земле весело и прочно, и усмешливый оскал моего Л'Ица никогда не смеется тра гической маской». Ничто не пронимает меня... Я неуязвим... — в этом-то все и дело! Поверхностность — оборотная сторона «бесконечных натур». Так все же Свечкин или Карманов? Где наши? — В'праве мы задать вопрос авто ру. И Р. Киреев, пожалуй, ответил бы нам словами своего героя: «Я, если по требуется, могу без особых усилий дока зать, что Свечкин— в авангарде прогрес са,^ а могу убедить, что нет ничего опас ней Свечкиных». «Где же истина? Ответом будет киреевское: «возможны варианты». Р. Киреев утверждает прато романиста решать художественную задачу «вариа- тив'но», предлагая читателю вникнуть в столкновение субъективных правд персо нажей без явных подсказок автора. Своим романом Р. Киреев как бы ста^ вил эксперимент: сколь много можно уместить на ограниченном пространстве произведения с производственной темати кой, уходя к глубинному исследованию всей нашей системы отношений, к фило софским проблемам, к «вечным, прокля тым» вопросам... Порой даже возникала мысль о перегруженности, передозировке. Внешняя тема не выдерживала, не тяну ла. Философские выкладки переставали восприниматься из-за перенасыщенности, большой плотности на единицу текста. «Подготовительная тетрадь» была экспе риментом в чистом виде, где все призна ки новой производственной прозы наме ренно обозначены. В романе «Застряв ший» («Октябрь», 1986, № 5) не было этих передержек, не было чистого экспе римента. Вернее, вообще не было экспе римента. Здесь автор уже как бы уверен но пользовался найденным, отработан ным приемом, оказавшимся плодотвор ным. И вновь в романе пародировалась од на очень устойчивая традиция производ ственной прозы, давно сложившийся сте реотип. Когда «положительный герой» ак тивно вторгался, спорил, боролся... И не пременно побеждал, свергал... Ретрограды исчезали, нов'ое внедрялось... Производ ство перестраивалось и т. д. Повествова ние радостно, скачками неслось к хэппч энд. А читатель со скептической улыбкой откладывал новую сказочку о производ стве. где запросто решались сложнейшие проблемы, над которыми в реальной жиз ни многие десятилетия бились крупней шие специалисты...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2