Сибирские огни, 1988, № 12
удобного для производственной прозы с его полным сосредоточением на общем деле, отказом от индивидуальности, «бес конечности», — с человеком нынешним. «Люди, умевшие работать изо всех сил, — пишет Г. Батищев, — потом сами же и сочли, что пора остыть от перенапря жения... Усваивая и впуская в свою ду шу пестрое скопище разносортных и бы стро меняющихся потребностей, склонно стей, влечений и капризно-людских при страстий, человек уже не мог, не умел быть сооредоточеяно-собранным, неуступ чиво-последовательным. Пестрота моти ваций лишала его цельного и однонапра вленного характера, да и сам характер, не подчиненный строгоьму единству, как- то расползался на разные его «стороны». Как вместить такого человека в узкие рамки производственной прозы? При бы лой цельности и однонаправленности ха рактера сделать это было много легче. Деловой человек вмещал в себя всего человека. Нынешний же проявляется на производстве какой-то своей частью, ма лой частью. Не весь! Не целиком. Как со здать живой, полнокровный, а не усе ченный образ? И делового человека бросились «дора щивать», довосстанавливать до человека. Обрастили бытом, запутали личную жизнь. Те самые герои, которые прежде были просто неинтересны автору вне своего дела, вне производства, стали ре шать нравственные, философские вопро сы... Только производство осталось само по себе, а философские вопросы сами по себе — «за проходной». А потом и сама производственная тема истончилась в пунктир, ушла в подтему, сошла на нет. Возник эффект маятника: на одном кон це амплитуды человек, занятый только производством, на другом — герои, за действованные только в сфере личной жизни — бесконечный светский раут. Е. Сергеев удачно обозвал такую прозу «романсной», где герои «все то ли в от пуске, то ли в отгуле». Читать ее одно удовольствие, особенно если одолевает «хризаятемное настроение» (Е. Сергеев. «По окружной дороге», «Знамя», 1986, № 8 ). А может, и ну ее, производственную прозу, при нынешнем многомерном, бес конечном человеке? Не умещается он в ней. Прокрусто.во ложе! Но сводимость жизни к «романсным» ситуациям ничем не лучше других сводимостей, когда че ловека рассматривают в сокращенном качестве, в укороченном смысле. И про изводственная проза, как и все прочие «прозы», правомерна и нужна, если именно в этой форме авто.р расскажет свою, новую правду о человеке. Потому нам так интересны попытки создания но вой производственной прозы. Хотя сами авторы вряд ли задавались целью писать прозу «новую», «онтологическую», «обоб щенную» и т. д. Они лишь честно писали прозу хорошую. Прежде всего нельзя обойти роман Р. Киреева «Подготовительная тетрадь», написанный в 1981 году. Здесь были спа родированы черты прозы прежней, ус певшей набрать силу литературной инер ции. Было в романе и то, что делало про- изведение новаторским. Б свое время «Подготовительная тетрадь» была «про читана» критикой, поэтому мы остано вимся только на том, что осталос^ «за кадром», что было лишним, инородным для привычных канонов. Мешало.'' Хо тя именно это делало «Подготовительную тетрадь» прозой нового типа, онтологиче ской, обобщенной. Напомним, речь в ро мане шла о «великом администраторе» Петре Свечкине, о «сногсшибательном триумфе его предприятия». Цепкий и оборотливый Свечкин доставал, добы вал, изымал, перераспределял и так да лее. И порой это приходилось делать в обход нравственных норм. «Да кто, где и когда четко определил права совре менного администратора?» — ставил во прос Р. Киреев и уходил во «внутреннюю тему», перекидывая мостик от «здесь и сейчас» к «везде и всегда», к вечным про клятым... «Кто провел Четкую жирную чер ту между еще можно и уже нельзя... что удерживает человека на этой гра ни? Есть ли незыблемые вечные челове ческие нормы, существующие независи мо от обстоятельств и требований мо мента?» Б романе апологет Свечкина Ста нислав Рябов считает, что нет. «Чело вечество живо, эволюция продолжается, принципы меняются...» «Для него мораль, нравственность .— «эфемерные понятия», «правила дорожного движения эпохи ди лижансов». «Нелепо и опасно, — утверж дает Рябов, — пользоваться в наш авто мобильный век правилами дорожного движения эпохи дилижансов. Нелепо и опасно! Хотя, разумеется... что кое у кого эти патриархальные правила вызывают умиление». Петр Свечкин «уверенно ведет вверен ный ему автомобиль». «Гений момента», он в совершенстве владеет правилами ав томобильного века. Для интересов дела он может все. Всё. «Если понадобится, — читаем в романе, — очень понадобит ся... он, не моргнув глазом, укокошит ближнего». Ни в каких философских спорах, коих в романе предостаточно, Свечкин уча стия не принимает. Деловой и практи ческий, с сугубо утилитарным складом ума, он занимается регланами и прой мами, «молниями» и металлическими пу говицами на ножках, и дела ему нет до грандиозных идей, которые он кратко и зло определяет: «ваша заумь». Да, Пет ру Свечкину, просто нельзя быть филосо фом. Это будет концом «великого адми нистратора». Ему нельзя иметь ту выс шую точку обзора, с которой бы он про смотрел всю свою жизнь, определил свое место в общей картине мира, задумался о смысле бытия... Он непременно бы на ткнулся на вечное можно — нельзя, за ступил — не заступил, оправдывает ли цель средства... Деловой человек не имеет права на сомнения. Свечкин отсекает все рассредоточивающее, мешающее быть це леустремленным, собранным и неуступчи во-последовательным. Гений момента не может позволить себе выйти из расти тельной жизни. И этой растительной жизни, этому не осознанному существованию в романе есть апологет. Так возникает альянс
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2