Сибирские огни, 1988, № 12
Интересно с этой точки зрения просмо треть повесть Г. Бокарева «На красной черте» («Урал», 1987, №11) . Помня шум ный успех своих «Сталеваров», автор ис пользует наработанное литературное кли ше. Но вместо ожидаемых оваций — пол ная тишина... Сменились времена. Хотя по актуальности, злободневности, остроте по ставленных проблем последняя повесть Г. Бокарева не уступает, если не превос ходит «Сталеваров». Речь здесь идет о некой бригаде слеса- рей-монтажников, «железной бригаде», «штурмовом взводе», существующем при министерстве. Бригада находится на осо бом положении. Ей поручается самая ав ральная, «на пределе» работа («когда мо роз за сорок, или жара за пятьдесят», «по шестнадцать—восемнадацть часов в сутки», «без выходных», «когда ломаются другие, а мы — нет»). За это «железная бригада» имеет особые привилегии, льготы («квартиру по мечте, дачу по желанию, машину по заказу», «за хлебом насущным тоже не в очередях»). Одним словом, ми нистерство затыкает «железной бригадой» свои бреши, а бригада имеет хорошую кормушку. Купля-продажа. И такая бригада очень выгодна, удобна. Одна из героинь повести называет ее «бригадой узаконенных шабашников». «Вы ни о чем, кроме суммы прописью, не думаете, — кричит она, — вам уже давно ничего не снится, кроме ваших денег и ваших льгот! И чтоб никаких проблем! Было бы коры то, так вы и глаз от него не подымете! Главное— не думать! Не ведать, не слы шать, не возникать!». Особое положение накладывает на бригаду свою мету. Деформирует созна ние: «Другие обыкновенные, а я — исклю чительный. Другие — просто население, а я сверху!». Железная бригада превраща ется в команду с жестким уставом, «чудо вищными принципами», не терпящими инакомыслия. Она ощетинивается против любого, кто смеет думать иначе. Против чужого! И ползет липкой жижей кичли вость, выдаваемая за гордость рабочего человека. Но потом у автора перестают сходить ся концы с концами. Появляется некий товарищ из министерства—враг перестрой ки. Он так и говорит, дескать, не нра вится мне перестройка — и все тут! И объясняет: «Потому что она ведет к ха осу. Смутные времена наступили... Все же привычные ориентиры сбиты. Эконо мические, политические. Психологические, наконец!» Он толкует бригаде о том, что перестройка — «ревизия социализма», а он — за «сохранение социализма в его классическом виде». И тут наша желез ная бригада, наш «министерский выкор мыш», с пеной у рта вступает в надсад ную полемику, становясь апологетом пе рестройки, клеймя «господст в у ю щ и й класс» — «государственных и партийных чиновников, лабазников и лакеев», воз нося Рабочего как основную движущую силу прогресса. «Почему рабочие, —три- бунно вопрошает один из членов желез ной бригады, — должны жить хуже, чем Какой-нибудь тупой столоначальник?.. Ра бочие, на шее у которых неплохо устрои лись разные министерства, а также Гос план, Комитет по труду и заработной плате и прочие многочисленные минис терства и ведомства?». «И вы нам закон ный кусок отдадите. Не по доброй воле, а по нужде», — угрожает он товарищу из министерства. И мы, совсем уж запу тавшись, перестаем понимать, зачем «ку сок» закормленной бригаде. Зачем она так неистово громит министерство — свою кормушку? Какое вообще дело этой брига де до перестройки. Она сыто жила как до нее, так и после. Когда один из членов бригады заявляет, что если после перестройки он будет полу чать больше, то он «очень за нее!», если меньше — «сильно против», ему веришь. Как говорится, логика характера выдер жана до конца. А вот когда устами «же лезной бригады» (по сути дела люмпея- пролетариев) излагается пламенный ма нифест перестройки — тогда не убеждает. Возникает какая-то мировоззренческая пу таница, куски повествсывания логически не стыкуются. Все построение рушится, как карточный домик. И невольно напра шивается вопрос; зачем вообще Г. Бока реву «железная бригада»? Развенчать? Ис следовать как феномен? Наступить на ми нистерства? Скорее всего, последнее. Но это выглядело бы убедительнее с обыкновенной бригадой... И последнее «зачем» автору. Имеет ли смысл так углубляться в дискуссии, так бледно дублировать полемику на шей периодики? Задача писателя иная. Художественно осмыслить явление, про пустить через человека. Перевернуть, опрокинуть в него. Понять, что с ним и в нем при этом происходит. Настоя щая, художественная литература долж на начаться именно здесь, за гранью фак та, публицистики... У Бокарева же даль ше агитки, «газеты» не идет. В середине 80-х годов все надсадные споры автора о перестройке, гласности... слышатся дет ским лепетом на фоне публицистических выступлений нашей печати. Что там то варищ из министерства с его антиперестро ечными настроениями в сравнении со ста тьей, которой разьразилась в «Советской России» Нина Андреева («Не могу посту паться принципами», 13 марта 1988 г.). Той самой статьей, которая в «Правде» (6 апреля 1988 г.) названа «идейной плат формой, манифестом антиперестроечных сил». Одним словом, общение с Г. Бока ревым середины 80-х превращается в од но протяжное «за-а-чем?». Заметим, что сейчас писать производ ственную прозу труднее, чем когда бы то ни было. Человек стал слишком неравен себе как человеку дела. А производст венная проза вынуждена высекать из многоликого человеческого бытия узкий сектор: «человек на производстве». Это неизбежно, таковы условия игры. Но при нынешнем «бесконечном человеке» слиш ком много приходится оставлять за... Интересное мнение высказал по этому поводу философ Г. Батищев в ходе дис куссии о производственной прозе в «Во просах литературы» (1984, № 8) — мы еще не раз будем ссылаться на нее. Г. Ба тищев сравнил человека первых пятиле гок, эпохи перенапряжения, как более
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2