Сибирские огни, 1988, № 12
зовались тем, что Иван Иванович уже был приглашен на ноябрь в Москву по чрезвы чайно почетному поводу: ему поручалось прочесть основной доклад на торжествен ном заседании, посвященном пятидесятиле тию со дня смерти Петра Ильича Чайков ского. Заседании, в котором должны были принять участие все крупнейшие музыканты страны, которое предполагалось транслиро вать по Всесоюзному радио. Предложение же Московской филармонии было своего рода авансом того, что если Соллертинский решится переехать в столицу, то в его рас поряжении будет первая концертная пло щадка страны. Шестого октября Иван Иванович выехал из Москвы, заручившись предварительной договоренностью о работе в консерватории и в Институте истории искусств. Одиннад цатого он был дома в Новосибирске. А в первых числах ноября снова отправился в Москву. Он приехал седьмого. Восьмого и девято го слушал новую симфонию Шостаковича — уже не в рояле, а в исполнении симфони ческого оркестра под управлением Мравин- ского. Впечатление было колоссальным. До мой Соллертинский писал, что Восьмая — огромный шаг вперед даже по сравнению с Седьмой симфонией. Остановился Иван Иванович сначала сно ва у Шостаковича, но потом переехал в го стиницу: к композитору уже перебралась семья, стало шумно, тесновато. Конечно, у Шостаковича он проводил довольно мно го времени. Часто бывал и у Шебалина. Снова встречался со многими коллегами — композиторами, музыковедами, литературо ведами. 14 ноября он читает свой доклад в Боль шом зале консерватории. Его слышит вся страна. На следующий день он читает лек ции о Чайковском, а 17-го лекцию о роман тизме в ГИТИСе. Только 18-го ему удается повидаться с сестрой. Екатерина Ивановна обеспокоена его видом: он осунулся, стра дает одышкой, быстро устает. Но он ни на что не жалуется, предпочитает отшучивать ся на вопросы. В те же дни Соллертинский занимается оформлением документов для устройства на работу. 19-го вновь читает лекцию в ГИТИСе. По-видимому, в перспективе видит для себя необходимость работать там пос тоянно, как в предшествующие годы пре подавал не только в Ленинградской кон серватории, но и в Театральном институте. Вечером 19-го еще раз слушает Восьмую симфонию Шостаковича. Последующие дни тоже переполнены де лами. Нужно срочно сдать материал о Чайковском для ТАСС. Принять участие в юбилейной сессии, посвященной Чайков скому, в Союзе композиторов. Прочесть еще одну лекцию о Чайковском — в Академии Генерального штаба, а в доме ученых — открытую, «афишную» лекцию «Мировое значение русской музыки». Сдать статью в газету «Литература и искусство». Дать реферат о значении русской музыки в Сов- информбюро. Сделать в Доме ученых док лад «Творческий путь Шостаковича»... И так без конца вплоть до 6 декабря, когда он, наконец, сел в поезд. 11 декабря, приехав в Новосибирск, он в тот же вечер выступил перед концертом. А за ним из Москвы, как шлейф оставшихся дел, летели телеграммы. «Просьба срочно выслать Совинформбюро статью «Русский балет мировая хореография...» «Срочно те леграфируйте когда высылаете статью Чай ковском адрес Музгиза...» «Прошу срочно выслать редакции «Советская музыка» об работанный доклад Чайковском...» «ВОКС готовит для английского издательства сбор ник статей о Чайковском редакция поручена Альшвангу. Просьба написать к первому августа статью о музыке и драматургии ба летов Чайковского рамером один лист...» «Высылайте двадцатому января статью Седьмой симфонии Шостаковича...» «Телег- рафьте согласие выступить докладом февра ле Доме актера темой «Русская школа ба лета нее наследники в советском балете»...» «Пятнадцатого февраля Москве состоится пленум оргкомитета, доклад Шостаковича «Музыка Отечественной войны». Телеграфь- те возможность Вашего приезда...» И еще одна за другой... А времени у него, оказывается, почти не оставалось. Кроме обычных, рядовых (если можно вообще его выступления называть рядовыми!) лекций, 19 января Иван Ивано вич прочел в Центральном комитете Союза железнодорожников лекцию «Советская му зыкальная культура и русская классическая музыка». Это было последнее застенографи рованное выступление Соллертинского. Лек ция эта имела не просто музыкально-обра зовательную цель. Она была не только «культурным мероприятием». Как и многие другие устные и печатные выступления Соллертинского, она была точно идеологи чески нацелена и являлась, пользуясь его собственным излюбленным сравнением, ору жием в наших руках. Это сумели понять и оценить в Новосибирске. Свидетельство то му — любопытнейшее письмо (по форме — обычное сопроводительное), отправленное Ивану Ивановичу из ЦК профсоюза рабочих железных дорог Востока и Дальнего Вос тока. Вот оно: «Уважаемый тов. Соллертин ский! Направляя Вам стенограмму Вашей лекции на семинаре культработников ЦК профсоюза 19 января 1944 года, прошу пос ле коррективов возвратить нам для обобще ния и рассылки по дорогам Востока и Даль него Востока. Управделами ЦК Союза ж. д. Востока и Д . Востока Е. Калинина.» Письмо это, из которого ясно, какое боль шое значение в ЦК профсоюза придали лек ции о патриотической направленности рус ской и советской музыки — о ее величайшей воспитательной роли в тяжкую годину, бы ло отправлено 25 января. Мы не знаем, ус пел ли он сделать то, о чем его просили. На сохранившемся экземпляре стенограммы нет правки. Может быть, было два экзем пляра, и один он, выправив, отослал? Ско рее — не успел. Следующие дни были очень насыщенны ми. Симфонический оркестр готовил к ис полнению Восьмую симфонию Шостаковича. Сразу же за ее московской премьерой дол жна была последовать новосибирская. Она состоялась 5-го февраля. 6-го концерт пов торился. Оба вечера Иван Иванович пред варял вступительным словом. 10 февраля состоялась еще одна премь ера — произведения новосибирского автора, произведения, написанного по идее Соллер. тинского — кантаты Андрея Порфирьевича
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2