Сибирские огни, 1988, № 12
в выходные дни в здании филармонии он в порядке шефской помощи читал лекции по истории литературы — о Мольере, Шекспире, Сервантесе, Бальзаке, Руссо, Вольтере, Стендале, Льве Толстом и других предста вителях мировой литературы. На этих лек циях были заняты не только все сидячие места: люди стояли в проходах, теснились на балконе, просили не закрывать дверей, чтобы те, кто, не смог попасть в зал, все-та ки слышали бы Соллертинского. Можно представить себе, каковы были эти лекции, как нужны они были людям, если новоси бирцы приходили на них после тяжелой, во енной трудовой недели, «разрывая» ради них свой единственный выходной день (лекции проходили днем с 14 до 16 ч.). А Иван Иванович, щедро делясь своими знаниями, неустанно пополнял их. Как на заре жизни, в Витебске, он изучал историю края, куда забросила его судьба. Увлеченно штудировал все, относящееся к Сибири, и часто повторял слова Радищева: «Что за богатый край Сибирь, что за мощный край! Потребны еще века, когда она будет засе лена. Она предназначена сыграть болыпую роль в анналах мира!» Решающей была роль Ивана Ивановича в создании Сибирского Союза композиторов. Попытки его организации были и раньше. Еще в январе 1937 года возник оргкомитет для создания Сибирского отделения компо зиторской организации, но быстро распался. В 1939 году было принято постановление Новосибирского областного Совета депута тов «Об организации оргбюро ССК Новоси бирской области». Однако и тогда отделение открыто не было. Все ограничилось приняти ем в члены Союза композиторов СССР двух новосибирских музыкантов'. Лишь теперь, благодаря энергии Соллертинского, Сибир ское отделение Союза было, накоцец, от крыто. Его председателем сделался видный сибирский музыкальный деятель М. Неви- тов. Одним из первых мероприятий нового отделения Союза был прием в его члены молодого ученика Шостаковича Георгия Свиридова. Начиная с 1942 года в записных книжках Ивана Ивановича появляются записи, ранее для него совершенно не характерные. Если на протяжении многих лет он вел только деловые заметки, то теперь среди констата ции лекций, репетиций, занятий, посещений библиотеки и прочих дел все чаще встре чаются такие, например, строки: «Сколько впереди еще горя, потерь, смертей! Слова Гете «Вперед, по ту сторону могил!» меня что-то не утешают.» И почти на каждой страничке фамилии, обведенные черной тра урной рамкой — погибшие на фронте, не вы несшие ленинградской блокады... И еще во енные сводки. «1 июля. Среда. Сообщение (опровержение) Информбюро о Волховском направлении. 3 июля. Пятница. Наступле ние немцев на Белгородском и Волча иском направлениях. Рукопашные бои на окраи нах Севастополя. 4 июля. Суббота. Офици альное сообщение о падении Севастополя. 5 июля. Воскресенье. Отступление наших войск на Курском «направлении». Бессонни ца...» ' Данные любезно предоставлены автору ново- сибирским музыковедом А. А, Асиновской. Можно было бы долго цитировать эти записи, свидетельствующие о том, что де ла на фронте становились не только фактами истории нашей страны, но и входили в би ографию каждого советского человека. Неоднократно вторгается на страницы за. писных книжек быт. Продовольственные карточки. Проблема столовой... Потом на нескольких страничках появляется одна и та же запись: «получить ботинки». Наконец ботинки получены, и на следующий день записано: «отнести ботинки в починку.» По- видимому, те единственные бетинки, кото рые имел художественный руководитель фи лармонии, ежедневно, вернее — ежевечерне — выходивший на эстраду перед слушателя ми, находились в таком состоянии, что тре бовали немедленного ремонта... Идут недели — летние недели 1943 года Причудливо сплетаются в записной книжке строчки о репетициях оркестра, о сообще ниях Информбюро, о том, чтобы отгладить костюм, починить ботинки, захватить с со бой банку для сметаны (принести ее де тям)... И все это перемежается траурными рамками. Умер А. С. Рабинович — талантливый музыковед, брат дирижера Николая Раби новича. Умер Н. Э. Радлов. Умер писатель Болеслав Прус. Умер Рахманинов. Траур ные рамки почти на каждой странице. И все чаще среди других строк появляется слово «бессонница». В августе Иван Иванович собрался в Москву. Его вызвали в Комитет по делам искусств. Но поездка отложилась из-за на чала сезона в Пушкинском театре. 1 сентя бря снова пришел вызов, в середине месяца Соллертинский выехал в столицу. Остано вился у Шостаковича. Друзья были вдвоем в пока еще почти пустой, необжитой квар тире. Мебель Шостаковича оставалась в блокированном Ленинграде, семья не при ехала из Куйбышева. После долгой разлуки Шостакович и Соллертинский не могли на говориться. Строили планы будущей жизни, будущей работы каждого. В тот же день в Комитете по делам ис кусств, а на следующий — у Шебалина Иван Иванович слушал только что написан ную Восьмую симфонию Шостаковича. Потом, 25-го, вместе праздновали день рож дения композитора. Состоялось много встреч — дружеских и деловых. С Асафьевым, Обориным, Эр млером, Оссовским, Державиным, Мясков ским... С Шебалиным разговоры были дол гими и серьезными. Виссарион Яковлевич предлагал профессуру в Московской консер ватории, помощь с оформлением доктор ской диссертации. В качестве предваритель ного варианта Иван Иванович собирался де лить свое время между Москвой и Новоси бирском, живя то в одном, то в другом го роде по два месяца. Обо всем этом писал домой, в длинных, подробных письмах жене. Перед отъездом его попросили заглянуть в Московскую филармонию. Там тоже рас считывали на его приезд. Уже было заго товлено письмо с предложением прочесть в течение ноября два доклада в Доме уче ных и сделать три вступительных слова к симфоническим концертам в Большом зале консерватории. Это не значило, что Москов ская филармония сможет вызвать Соллер- тннского из Сибири. Ее руководители поль
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2