Сибирские огни, 1988, № 12
искусства, каковой пока что работает на аншлагах. Филармонией и лекторием (а так же сотрудничеством в местном органе «Со ветская Сибирь», где приходится иногда пописывать рецензии) деятельность моя ог раничивается. Научную работу вести нель зя — нет книг. Педагогическую тоже нель зя: нет гуманитарных и искусствоведческих учебных заведений. От нечего делать прихо дится изучать по английскому самоучителю японский язык — без особенного интереса и успеха — и почитывать полные собрания со чинений Шелгунова, Засодимского, Терпи- горева, Будишева и прочих титанов великой отечественной литературы...» В этом письме есть фраза, которая бук вально потрясает: в сложных условиях эва куации, осушествляя художественное руко водство филармонией, будучи заведующим художественной частью Пушкинского теат ра, который приехал в Новосибирск тем же эшелоном, что и филармония, и давал спектакли в здании театра «Красный факел», ведя огромную лекторскую работу с самых первых недель, успевая писать рецензии на драматические спектакли, Иван Иванович жалуется, что ему «нечего делать»! И это — вовсе не поза. Как только предостави лась возможность, когда в Новосибирск из Томска перебрался Ленинградский теат ральный институт, Соллертинский начал преподавательскую деятельность, занял должность заведующего кафедрой искусст воведения. А пока каждый день, как на службу, ходил в Новосибирскую публичную библиотеку, благо помещалась она в одном помещении с филармонией. В. В. Ластов- ская, работавшая тогда в библиотеке, вспо минает, что Иван Иванович делал множе ство заказов на книги и терпеливо ждал, пока сотрудники смогут его обслужить в порядке общей очереди. Понимая, насколь ко дорого его время, в библиотеке очень скоро устроили ему свободный доступ к фондам и поставили в книгохранилище отдельный столик, за которым он мог спокойно работать. Молодых сотрудниц библиотеки удивляло, что с тех пор он к ним никогда не обращался: его не затруд няли поиски книг, не требовались консуль тации. Он сразу подходил к нужной полке и брал требуемый том, то есть ориентиро вался в фондах совершенно свободно. Из оживленной переписки с Шостакови чем Иван Иванович знает практически все о его жизни в Куйбышеве. Шостакович к этому времени заканчивает Седьмую симфо нию и мечтает услышать ее в исполнении любимого оркестра под управлением Мра- винского. Мечтает встретиться с другом, без которого тоже отчаянно скучает. Это желание композитора осуществилось в июне 1942 года. К приезду Шостаковича Соллер тинский поместил в газете «Советская Си бирь» статью, которая знакомила новоси бирцев с автором Ленинградской симфонии, намеченной к исполнению в первых числах июля. В небольшой газетной заметке. Иван Иванович сумел не только обрисовать твор чество замечательного композитора, но и воспользоваться случаем, чтобы впервые упомянуть в печати о нигде еще не звучав шей тогда Четвертой симфонии. В заклю чение автор писал: «Седьмая симфония со чинялась в городе Ленина во время воздуш ных тревог и канонады, под грохот ам а- бомб и зенитных орудий. Принципиальное значение этого великого музыкального про- изведения не может быть недооценено. Это, по существу, первое монументальное произ ведение советского искусства, вызванное к жизни Отечественной войной. Через 10 дней новосибирцы смогут ознакомиться с ЭТОЙ потрясающей симфониеи. Это музыка, к ко торой могут быть обращены знаменитые слова Бетховена; «Она высекает искры ог ня из человеческих сердец». Статья Соллертинского «Седьмая симфо ния Шостаковича» появилась в той же га зете после концерта. Рядом с ней была по мещена подборка высказываний слушателей. Среди них оказались народный артист СССР Ю. Юрьев, член ЦК Компартии Испании И. Асеведо, секретарь Новосибирского об кома партии А. Эльман, Леонид Утесов. Вте они говорили о потрясающей силе воздей ствия музыки Шостаковича. Кстати, с Асеведо Иван Ивановиич до вольно часто общался: изгнанник, тоско вавший по родине, рад был случаю пого ворить на родном языке. Возможно, был знаком Соллертинский и с еще одним незау рядным жителем Новосибирска. В начале войны в Сибирь приехал живший ранее в Москве последний из легендарных париж ских коммунаров Адриен Лежен. В 1942 го ду он умер в Новосибирске, не дожив пяти лет до своего столетия. Закончилось довольно долгое, но все же недостаточно продолжительное для двух друзей, пребывание Шостаковича в Новоси бирске. И в их переписке появилась новая животрепещущая проблема: композитор мечтает переехать в Новосибирск. Ведь здесь рядом будет друг, без которого так плохо, а кроме того, и музыкальная жизнь этого города значительно богаче, чем куй бышевская. «Симфонической жизни Куй бышеве сейчас нет,— пишет Дмитрий Дмит риевич в письме от 11 июля 1942 года. — До моего приезда из Новосибирска Само суд дважды собирался поставить Шестую симфонию, но это не состоялось. Во-первых, не было нотного материала, во-вторых, его вызвали в Москву. Так что когда я приехал, то симфония (6-я) не состоялась. Не бу дет играться также и 7-я симфония. Очевид но, концерты состоятся осенью. Насчет мое го переезда в Новосибирск: пока боюсь об этом думать, т. к. тащить столь многочис ленную семью, как моя, довольно трудно. Но переехать страшно хочется. Хочется слу шать музыку и встречаться с тобой и Сви ридовым...» Действительно, переезд представлял ко лоссальные трудности: кроме жены, детей и помощницы по хозяйству с композитором были его тесть и теща, а в прежней кварти ре, из которой он недавно переехал в бОлее просторную, остались мать и сестра с сы ном: их он тоже не мог бросить... Уст роиться в Новосибирске вдесятером было крайне трудно. Соллертинский, судя по дальнейшей переписке, предпринимал кое- какие шаги. Во всяком случае, перспекти вы переезда Шостаковича в Сибирь еще несколько месяцев обсуждались весьма серь езно. Однако потом от этой мысли друзья отказались: «6.ХП. 1942. Куйбышев. Д о рогой Иван Иванович. Вчера я вернулся из Москвы, куда ездил для участия в анти фашистском митинге работников искусств. Вернувшись, нашел твою открытку. Я ду
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2