Сибирские огни, 1988, № 12
йос™ Соллертинского предвоенные ле нинградские годы. Его назвали «аполоРР- том формализма», «трубадуром западниче ства». О Соллертинском писали как о Ме фистофеле совратившем доверчивого Шос таковича-Фауста, и т. п. Но с конца 50-гг постепенно отношение изменилось Начали публиковаться его работы. В Новосибирске хранителем памяти И И Соллертинского стала композиторская организация. Уже в 1969 году проводится первый вечер посвященный И. И Соллер- тинскому. в 1977 году отмечается его 75- летие. Впервые тогда приезжает в Новоси бирск сын Ивана Ивановича — Дмитрий Иванович. В 1987 году на проходившем в Новосибирске выездном секретариате Сою за композиторов РСФСР, принято решение о проведении Всероссийской научной кон ференции памяти И. И. Соллертинского. Через год на научно-теоретическую кон ференцию приехали представители Ленин града и Саратова, Днепропетровска, Мин ска и Киева. Участие в ней приняла и группа новосибирских музыковедов. Опыт Соллертинского — исследователя, музыкально-общественного деятеля, про светителя — принадлежит прошлому. Но сегодня, как никогда, мы испытываем де фицит деятельности подобного размаха, таланта и результативности. Конечно, та лант — дело природное. Но создавать ус ловия, способствующие выходу таланта на свет, растить его и внедрять в жизнь — это в наших силах. Сегодня, когда в обще стве обозначается определенный поворот к высоким духовным, в том числе и художе ственным ценностям, облик Соллертинского представляется весьма актуальным. Л. МИХЕЕВА-СОЛЛЕРТИНСКАЯ СОЛЛЕРТИНСКИЙ в НОВОСИБИРСКЕ ...Новую, и как оказалось последнюю, страницу в жизни Соллертинского открыла война. По решению правительства, Ленин градская филармония готовилась к эва куации. Ее руководство и партийная орга низация обсудили два возможных места размещения — Новосибирск и Ташкент. В Ташкент направлялась Ленинградская консерватория. Многое складывалось в пользу именно этого города: и то, что для музыкантов оркестра оставалась возмож ность, как и раньше, совмещать работу в филармонии и консерватории, и более бла гоприятные климатические условия. Тем не менее, решили ехать в Новосибирск. Новосибирцы прекрасно подготовились к приему эвакуированных. В городе работа ли драматический театр «Красный факел» и ТЮЗ. Для них незадолго до войны был выстроен комфортабельный жилой дом, известный в городе как «Дом артистов»! Когда стало известно, что в Новосибирск направляются крупные ленинградские кол лективы, партийное руководство области приняло решение отправить свои театры в города Кузбасса, а освободившиеся квар тиры предоставить ленинградцам. Уже на следующий день после приезда, то есть 5 сентября 1941 года, эвакуированные полу чили возможность устроиться удобно и ос новательно в прекрасных квартирах дома № 35 по улице Романова. Для филармони ческих концертов было выделено помеще ние Дворца культуры имени Сталина (ны не — имени Октябрьской революции) с концертным залом на 500 мест. При необ ходимости зал мог вместить еще человек двести. Ровно через месяц, 4 октября, ленинград ская филармония открыла свой первый но восибирский сезон. За несколько дней до этого художественный руководитель филар монии Соллертинский в газете «Советская Сибирь» познакомил читателей с приехав шим в город коллективом, рассказал о про граммах симфонических концертов. Успех филармонистов нарастал с каждым днем. Все большее число слушателей собиралось в зале, попасть в который довольно скоро стало проблемой. Билеты распределялись по предприятиям. Их выдавали, как пре мии, лучшим работникам. Бывший центром притяжения дли многих, притом не только ленинградских музыкан тов, Соллертинский остался им и в Новоси бирске. Очень скоро налаживается его пе реписка, рисующая яркую картину деловых дружеских связей. Он переписывается с Ка балевским и Шебалиным, дирижером Хай- киным и многими музыковедами, с певцами оперных театров, и, конечно, с Шостакови чем, без которого очень тосковал. В одном из писем он подробно расска зывает о своей разнообразной деятельнос ти:^ «В начале октября открыли симфоничес кий сезон, стараясь в репертуаре сохранить ленинградский стиль: много Моцарта (юби лейный цикл по довольно изысканным прог раммам), Брамса, Малера, Стравинского, Шостаковича. Публика ходит охотно. При филармонии — совместно с Третьяковской галереей — открыли лекторий по вопросам
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2