Сибирские огни, 1988, № 12
истсствп Иван Иванович Саллертинский (20.X I.1902— II.П .1944), профессор Ленинградс кой консерватории, в 80 — 40-е годы художественный руководитель Ленинградской филармонии, запечатлелся в памяти современников как человек, обладавший колоссальными, поистине энциклопедическими знаниями, многогранной, во мно гом уникальной одаренностью. Был он выдающимся театроведом, литературоведом, но, прежде всего, пожалуй, крупнейшим музыковедом, страстным пропагандистом му зыкальной культуры. Его труды, посвященные творчеству многих композиторов — клас сиков и современников,— их произведениям, отличались своеобразием и глубиной под линно диалектического анализа. Они, несомненно, были и остаются вдохновляющим примером для поколений музыковедов и музыкальных критиков. Особенно стоит под черкнуть: Иван Иванович Соллертинский являет собою прекрасный образец выдающе гося музыкально-общественного деятеля. В годы Великой Отечественной войны Иван Иванович Соллертинский жил и работал в Новосибирске. Здесь он и закончил свои дни. Здесь и похоронен. А память о нем жи ва. Сибиряки высоко чтут Ивана Ивановича Соллертинского. О нем, о его творческой и общественной деятельности, публикуемые заметки кандидата искусствоведения В. Ка лужского. записки Л. Михеееой-Соллертинской. Вл. КАЛУЖСКИЙ ВОЗВРАЩЕНИЕ М емориальная доска на доме № 35 по улице Романова в Новосибирске напо минает; здесь с 1941 по 1944 год жил выдающийся музыкально-общественный деятель, художественный руководитель Ленинградской филармонии, профессор Иван Иванович Соллертинский. Имя этого замечательного человека се годня, к сожалению, знакомо только про фессионалам да тем, кому посчастливилось слышать его выступления, читать его ста тьи и рецензии в периодической печати 30 — 40-х годов. А был он удивительной творческой лич ностью со своими особенностями. Страст ный поклонник и знаток искусства прошло го, он в то же время являлся активнейшим исследователем и пропагандистом нового ис кусства как зарубежного, так и советского. Думается, что это свойство большого уче ного, реально ощущающего «связь времен». В его необычайной творческой одаренности была воистину моцартовская легкость, позволявшая ему без видимых усилий вы ступать на самые разные, подчас противо положные по содержанию темы, увлекать самые разные по составу аудитории. Может быть, поэтому наследие Соллертинского от носительно невелико. В постоянном водо-, вороте художественных событий, в напря женном токе театральной и музыкальной жизни Ленинграда 20—30-х годов Соллер- гинскому просто физически не хватало вре мени, чтобы написать большой труд, систе матизировать свой опыт. Естественным спо собом реализации его темперамента искус ствоведа и критика были блестящие рецен зии на страницах ленинградских газет. В конце двадцатых годов Иван Ивано вич Соллертинский знакомится с молодым, но уже широко известным ленинградским композитором Дмитрием Шостаковичем. Эта встреча и завязавшаяся затем дружба во многом определили интерес Соллертин ского к музыке вообще, а к творчеству Шостаковича в частности. Итак, влечение к музыке, профессиональ ная работа лектором, преподавателем, до вольно быстро превратило Соллертинского в одну из заметных фигур на музыкальной сцене Ленинграда. Работа с великолепным симфоническим оркестром, прославленными дирижерами с мировым именем «включала» Соллертинского во все новые круги музы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2