Сибирские огни, 1988, № 12

истсствп Иван Иванович Саллертинский (20.X I.1902— II.П .1944), профессор Ленинградс­ кой консерватории, в 80 — 40-е годы художественный руководитель Ленинградской филармонии, запечатлелся в памяти современников как человек, обладавший колоссальными, поистине энциклопедическими знаниями, многогранной, во мно­ гом уникальной одаренностью. Был он выдающимся театроведом, литературоведом, но, прежде всего, пожалуй, крупнейшим музыковедом, страстным пропагандистом му­ зыкальной культуры. Его труды, посвященные творчеству многих композиторов — клас­ сиков и современников,— их произведениям, отличались своеобразием и глубиной под­ линно диалектического анализа. Они, несомненно, были и остаются вдохновляющим примером для поколений музыковедов и музыкальных критиков. Особенно стоит под­ черкнуть: Иван Иванович Соллертинский являет собою прекрасный образец выдающе­ гося музыкально-общественного деятеля. В годы Великой Отечественной войны Иван Иванович Соллертинский жил и работал в Новосибирске. Здесь он и закончил свои дни. Здесь и похоронен. А память о нем жи­ ва. Сибиряки высоко чтут Ивана Ивановича Соллертинского. О нем, о его творческой и общественной деятельности, публикуемые заметки кандидата искусствоведения В. Ка­ лужского. записки Л. Михеееой-Соллертинской. Вл. КАЛУЖСКИЙ ВОЗВРАЩЕНИЕ М емориальная доска на доме № 35 по улице Романова в Новосибирске напо­ минает; здесь с 1941 по 1944 год жил выдающийся музыкально-общественный деятель, художественный руководитель Ленинградской филармонии, профессор Иван Иванович Соллертинский. Имя этого замечательного человека се­ годня, к сожалению, знакомо только про­ фессионалам да тем, кому посчастливилось слышать его выступления, читать его ста­ тьи и рецензии в периодической печати 30 — 40-х годов. А был он удивительной творческой лич­ ностью со своими особенностями. Страст­ ный поклонник и знаток искусства прошло­ го, он в то же время являлся активнейшим исследователем и пропагандистом нового ис­ кусства как зарубежного, так и советского. Думается, что это свойство большого уче­ ного, реально ощущающего «связь времен». В его необычайной творческой одаренности была воистину моцартовская легкость, позволявшая ему без видимых усилий вы­ ступать на самые разные, подчас противо­ положные по содержанию темы, увлекать самые разные по составу аудитории. Может быть, поэтому наследие Соллертинского от­ носительно невелико. В постоянном водо-, вороте художественных событий, в напря­ женном токе театральной и музыкальной жизни Ленинграда 20—30-х годов Соллер- гинскому просто физически не хватало вре­ мени, чтобы написать большой труд, систе­ матизировать свой опыт. Естественным спо­ собом реализации его темперамента искус­ ствоведа и критика были блестящие рецен­ зии на страницах ленинградских газет. В конце двадцатых годов Иван Ивано­ вич Соллертинский знакомится с молодым, но уже широко известным ленинградским композитором Дмитрием Шостаковичем. Эта встреча и завязавшаяся затем дружба во многом определили интерес Соллертин­ ского к музыке вообще, а к творчеству Шостаковича в частности. Итак, влечение к музыке, профессиональ­ ная работа лектором, преподавателем, до­ вольно быстро превратило Соллертинского в одну из заметных фигур на музыкальной сцене Ленинграда. Работа с великолепным симфоническим оркестром, прославленными дирижерами с мировым именем «включала» Соллертинского во все новые круги музы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2