Сибирские огни, 1988, № 12
«сухой закон» и поставить в «бочке» брагу или купить (летом) в порту у «сердобол1 ных» матросиков водки за 60—80 рублей бутылка. Или сесть в карты играть. Выиг рать за вечер можно и тысячу и поболее. Или проиграть — но об этом почему-то не думается... ■' И вот мои предложения. Они не содер жат откровений, все на поверхности. Но если б их осуществить... Итак, нужен в вахтовом поселке освобож денный физорг (сейчас редкие соревнова ния в спортзале очень формально организо ваны, поэтому не массовы, не эффективны) и освобожденный культорг или воспитатель. А также — коктейль-бар с телевизором и (или) видеомагнитофоном, работающим до поздна люди ведь трудятся в разные сме- можно было выпить соку, чашку кофе, полистать подшивки журналов, га зет, написать письмо, посмотреть фильм. Сюда пойдешь — оденешься поприличнее. А ОДНО это — уже большое дело. Учитывая, что газеты и журналы прихо дят непостоянно, на всех не хватает, то, думаю профсоюз не разорится, если в каж дом общежитии отведет одну комнату под телевизор и купит хотя бы черно-белый аппарат за 150— 180 рублей. В наше время перестройки информация нужна как воз дух, потому что, как говорят, только хоро шо информированный человек может быть оптимистом. О шефских приездах самодеятельных коллективов уже говорилось. Только и здесь нужно гнать прочь формализм. Пом ню, приехала летом небольшая группа ав- торов-исполнителей самодеятельной пес ни из Свердловска. Повытаскивала диспет- черша нас из своих комнат, пригласила... в столовую, забыв о более уместном Крас ном уголке или клубе. А в столовой акус тика плохая, о чем поют — не понять. Но, что обиднее, судя по всему, гости стреми лись не к творческому контакту с предста вителями трудной и суровой профессии, а к тому, чтобы выглядеть поэффектнее в глазах (точнее — в объективах) телевизи онщиков, которые приехали с ними. Собст венно, ради этой съемки все и было органи зовано. Приезжающие же по линии ЦК комсомо ла агитбригады, чаще всего до дальних «кустов» и поселков не добираются. Дальше. Если уж заботиться о вахтови к е— так заботиться. И нужно сделать воз можной телефонную связь Ямбурга и Яма ла с Землей. Сейчас телеграмма к нам идет 3—5—7 дней. Пришла летом и мне срочная тревожная телеграмма из дома с просьбой непременно позвонить. Следом — другая того же содержания. — Что ж, лети в Надым,— сказал на чальник участка. Оставил я напарника наедине с неисправ ной машиной, полетел в Надым. А там— недельная очередь на переговоры. Ладно, что начальник узла связи пошел навстречу и помог в течение дня позвонить в Новоси бирск. Намучился и нанервничался я изряд но. И подумал: раз возможна для произ водственных нужд ведомственная связь с Землей, то почему не сделать связь для нужд рядового вахтовика? Ей-босу, его нелегкий труд достоин такой милости. И как в этой связи не вспомнить «альтру истов», капиталистов, которые рассчитыва ют не только рациональное 4—6-разовое пиг тание для вахтовиков (нам такой подход и не снился!), но и заботятся о его добром здравии и настроении. Для этого даже жен и детей привозят вахтовикам на несколько дней — потому что этот фактор благоприят но влияет на психологический климат в кол лективе и тем самым повышает производи тельность труда. И наконец, последнее: нужна специаль ная «северная служба» врачей. Пока же уровень медицинского обслуживания в се верных городах и поселках значительно отстает от уровня городов южных широт. А впереди освоение Ямала. Тундра. Запо лярье. Морозы под шестьдесят. РАЗГОВОРЫ В КУРИЛКЕ ...Н адеж ность такого источника ин формации, как слухи, ...оценивается у нас довольно высоко, по крайней ьаере, они составляют серьезную конкуренцию официальным источ никам информации. Г . Батыгин, заместитель главного редактора жур нала «Социологические ис- следозанияА. Уже не однажды встречались признания такого рода: то, о чем говорят «простые» люди в своем кругу, так сказать, в курилке, очень важно и интересно — не менее важно и интересно, чем высказывания высоких должностных лиц. И, действительно, разве можно в стране что-то перестраивать, при нимать решения, не зная точно мыслей и чувств рабочих и крестьян, рядовых интел лигентов. Но непонятно, почему партийные, совет ские, комсомольские и хозяйственные руко водители на местах не всегда активно пы таются достучаться до людских сердец, уз нать сокровенное и потаенное? А ведь по нимание и взаимодоверие «верхов» и «ни зов» сейчас важно, как никогда. За те годы, что проработал на БАМе, в Тынде, я, коммунист, так и не удостоился чести узнать, запомнить в лицо первого секретаря горкома. Да что там первого! Есть еще просто секретари, завотделами, инструкторы наконец! Такая же картина и у нас на Ямбурге. Больших (более или ме нее) руководителей здесь узнают по каваль каде машин или по вертолетным виражам: («Ага, понятно: это они нас в иллюминато ры разглядывают». — «Дурак, нужен ты им. Они нашу работу смотрят, сколько сде лали, интересуются»). Невольно вспоминается мой первый на чальник на моей первой работе— конвейе ре щитовых домиков. Это был мастер сме ны, не знавший, кажется, никого из нас по имени. Один раз в час он выходил из своей конторки, спрашивал грозно, окликая любо го; — Оу! Скоко?! Интересовался, сколько щитов, значит, сделали. Если мало,— «хвоста накручивал» — всем зараз, не выделяя никого. Было это в середине шестидесятых. Но за окном ко нец восьмидесятых, время-то другое! Нельзя, конечно, сказать, что перестрой ка не дошла до нас. Дошла, но своеобразно. Как в анекдоте: «Перестройка — тот же ве тер в лесу: вверху шумит сильно, а внизу тихо-тихо».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2