Сибирские огни, 1988, № 12
сибирска в Ноябрьск, рассказывал, что ис кал работу два месяца. Поскольку билет в самолет без пропуска не возьмешь, а с проводником договориться можно (за мзду, конечно), то путешествовал по железной дороге, истратил кучу денег и нервных кле ток в сложных пиковых ситуациях — ведь, что ни говори, он был нарушителем пог раничного режима, а значит, при первом же задержании его должно оштрафовать и с первой же оказией выслать на Землю. После я был у Стаметова в Пурпе, мне показалось, что сейчас он на своем месте: молод, грамотен, опытен, энергичен, тру диться на Севере собирается долго. Вызвал сюда и семью. А вот другая история, как шофер-украи нец «пробивал» пропуск. — Поставил магарыч секретарше своего начальника — та отпечатала командировоч ное удостоверение, шлепнула печать. Поста вил магарыч знакомому участковому, тот взял мой паспорт, удостоверение, сам схо дил куда надо, оформил пропуск. Поставил магарыч начальнику, тот дал отпуск без содержания, приехал сюда, земляк помог сориентироваться, найти работу (ему тоже магарыч), и взял я уже законный вызов... Многие едут в Тюмень из Татарии, кото рая давно славится своими кадрами по нефтегазодобыче, но еще больше с Украины, где находятся любые специалисты для ра боты в любых регионах и условиях. (Види мо, не случайно Ямало-Ненецкий автоном ный округ называют в шутку Татаро-До нецким). Я слышал, как руководитель од ного из трестов всерьез убеждал заезжего журналиста, что на суровом Севере они, украинцы, адаптируются, если и не лучше сибиряков, то, по крайней мере, не хуже. Мои личные наблюдения говорят обратное. Вспоминаю Толю Ляха, который год при выкал к холодам, учился заводить и содер жать в пятидесятиградусные морозы техни ку, беречь при этом руки, спину, экипиро ваться. Страдал он невероятно и морально, и физически. Еще бы: руки обморожены, ли цо тоже, ребята косятся... Но он очень хотел заработать на дом в Херсонской области, хотел доказать, что тоже чего-то стоит — и прижился-таки среди видавших виды ба- мовских «волков». Но целый год отдача от такого механизатора была небольшая... Выяснив в общих чертах, кто и как едет на нефтегазоразработки, уточним: зачем едет»> Мне грустно оттого, что для большинст ва строителей свет клином на Ямбурге со шелся только потому, что в просвете кли на проблескивает монета. Деньги, живой рубль — главный движитель. Исчезла ро мантика Севера, душевный подъем от соз нания причастности к делу государствен ной важности, к славному племени перво проходцев. На БАМ тоже ехали зарабаты вать, но там соотношение рубля и «запаха тайги» было другое. Впрочем, вот голые социологические вы кладки, почерпнутые мною в журналах «ЭКО» и «Сибирские огни». Среди мотивов приезда рабочих на БАМ преобладали та кие: важность этой работы для государст ва, желание узнать страну, новые места, проверить себя, по призыву ЦК ВЛКСМ й, наконец, необходимость поправить матери альное положение. В ряде случаев мотивы совпадали. .4 вот результаты исследований Тюмен ского Севера. Около 60% опрошенных от ветили, что едут сюда заработать (правда, у двух третей из них это стремление со четается с тягой к разнообразию и роман тике). Около 30% надеялись получить на Севере жилье. Что ж, время, видно, изменилось, и здесь ничего не поделаешь. Впрочем, лукавлю, думаю: многое зависит от общественной точки зрения, которую, в свою очередь, формирует пресса. А пресса, словно усты дившись своего неуемного и безмерного одностороннего бамовского ража в семиде сятых годах, нынче, в Тюмени, «дует на во ду». Хотя по объемам капвложений освое ние нефтегазового комплекса также претен дует на звание «стройки века». Ну, а воль ное или невольное замалчивание пр^ьблем, мелкая пахота — это уже другая крайность, и неизвестно, хуже она или лучше первой. АРКТИЧЕСКИЙ ГАЗ, ТЕХНОЛОГИЯ И НЕМНОЖКО ЛЮДИ «— в последнее время на Западе вновь раздаются голоса о скором истощении наших недр. — На это скаж у, что только се верных запасов газа хватит на дол гие годы... ...В следующей, тринадцатой, пя тилетке планируется проложить с Ямала 5—6 ниток газопровода в центральную часть страны и к ее северным границам». (Из интервью С. Аракеля на, заместителя министра нефтяной и газовой про мышленности корреспон денту А П Н ). Чтобы говорить дальше о проблемах неф тегазодобытчиков, нужно, наверное, хотя бы коротко рассказать о той почве, кото рая их плодит. К 1990 году в нашей стране намечено до бывать 850 миллиардов кубометров природ ного газа, то есть за пятилетку рост соста вит более 200 миллиардов кубометров (для сравнения: в 1958 году мы добывали 30 миллиардов кубометров газа). Практически каждый третий кубометр этого сырья в мире добывается у нас. Как надежное и сравнительно дешевое топливо газ сохра нит свои позиции и в обозримом будущем. А нынче с помощью газа производится более половины всей промышленной про дукции; сталь, чугун, цветные металлы и многое другое. А выработка электроэнер гии? Здесь тоже ни сейчас, ни потом не обойтись без газа. Если раньше он добывался (и потреблял ся) в основном в центральной части стра ны, то теперь на первое место вышла арк тическая зона Тюменской области, полу остров Ямал. Естественно, затраты на поиск, разведку и подготовку к эксплуатации га зовых месторождений с продвижением на север постоянно растут (себестоимость га за в 12 раз ниже себестоимости угля при более высокой — в 2,5 раза — калорийнос ти). Тем не менее, именно заполярные мес торождения надолго останутся главным ис точником прироста газодобычи. В 1990 году доля сибирского газа составит 70 процен тов общесоюзного — вдвое больше, чем в 1980 году. В нынешней пятилетке основной прирост добычи газа в стране обеспечивается за
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2