Сибирские огни, 1988, № 12

сибирска в Ноябрьск, рассказывал, что ис­ кал работу два месяца. Поскольку билет в самолет без пропуска не возьмешь, а с проводником договориться можно (за мзду, конечно), то путешествовал по железной дороге, истратил кучу денег и нервных кле­ ток в сложных пиковых ситуациях — ведь, что ни говори, он был нарушителем пог­ раничного режима, а значит, при первом же задержании его должно оштрафовать и с первой же оказией выслать на Землю. После я был у Стаметова в Пурпе, мне показалось, что сейчас он на своем месте: молод, грамотен, опытен, энергичен, тру­ диться на Севере собирается долго. Вызвал сюда и семью. А вот другая история, как шофер-украи­ нец «пробивал» пропуск. — Поставил магарыч секретарше своего начальника — та отпечатала командировоч­ ное удостоверение, шлепнула печать. Поста­ вил магарыч знакомому участковому, тот взял мой паспорт, удостоверение, сам схо­ дил куда надо, оформил пропуск. Поставил магарыч начальнику, тот дал отпуск без содержания, приехал сюда, земляк помог сориентироваться, найти работу (ему тоже магарыч), и взял я уже законный вызов... Многие едут в Тюмень из Татарии, кото­ рая давно славится своими кадрами по нефтегазодобыче, но еще больше с Украины, где находятся любые специалисты для ра­ боты в любых регионах и условиях. (Види­ мо, не случайно Ямало-Ненецкий автоном­ ный округ называют в шутку Татаро-До­ нецким). Я слышал, как руководитель од­ ного из трестов всерьез убеждал заезжего журналиста, что на суровом Севере они, украинцы, адаптируются, если и не лучше сибиряков, то, по крайней мере, не хуже. Мои личные наблюдения говорят обратное. Вспоминаю Толю Ляха, который год при­ выкал к холодам, учился заводить и содер­ жать в пятидесятиградусные морозы техни­ ку, беречь при этом руки, спину, экипиро­ ваться. Страдал он невероятно и морально, и физически. Еще бы: руки обморожены, ли­ цо тоже, ребята косятся... Но он очень хотел заработать на дом в Херсонской области, хотел доказать, что тоже чего-то стоит — и прижился-таки среди видавших виды ба- мовских «волков». Но целый год отдача от такого механизатора была небольшая... Выяснив в общих чертах, кто и как едет на нефтегазоразработки, уточним: зачем едет»> Мне грустно оттого, что для большинст­ ва строителей свет клином на Ямбурге со­ шелся только потому, что в просвете кли­ на проблескивает монета. Деньги, живой рубль — главный движитель. Исчезла ро­ мантика Севера, душевный подъем от соз­ нания причастности к делу государствен­ ной важности, к славному племени перво­ проходцев. На БАМ тоже ехали зарабаты­ вать, но там соотношение рубля и «запаха тайги» было другое. Впрочем, вот голые социологические вы­ кладки, почерпнутые мною в журналах «ЭКО» и «Сибирские огни». Среди мотивов приезда рабочих на БАМ преобладали та­ кие: важность этой работы для государст­ ва, желание узнать страну, новые места, проверить себя, по призыву ЦК ВЛКСМ й, наконец, необходимость поправить матери­ альное положение. В ряде случаев мотивы совпадали. .4 вот результаты исследований Тюмен­ ского Севера. Около 60% опрошенных от­ ветили, что едут сюда заработать (правда, у двух третей из них это стремление со­ четается с тягой к разнообразию и роман­ тике). Около 30% надеялись получить на Севере жилье. Что ж, время, видно, изменилось, и здесь ничего не поделаешь. Впрочем, лукавлю, думаю: многое зависит от общественной точки зрения, которую, в свою очередь, формирует пресса. А пресса, словно усты­ дившись своего неуемного и безмерного одностороннего бамовского ража в семиде­ сятых годах, нынче, в Тюмени, «дует на во­ ду». Хотя по объемам капвложений освое­ ние нефтегазового комплекса также претен­ дует на звание «стройки века». Ну, а воль­ ное или невольное замалчивание пр^ьблем, мелкая пахота — это уже другая крайность, и неизвестно, хуже она или лучше первой. АРКТИЧЕСКИЙ ГАЗ, ТЕХНОЛОГИЯ И НЕМНОЖКО ЛЮДИ «— в последнее время на Западе вновь раздаются голоса о скором истощении наших недр. — На это скаж у, что только се­ верных запасов газа хватит на дол­ гие годы... ...В следующей, тринадцатой, пя­ тилетке планируется проложить с Ямала 5—6 ниток газопровода в центральную часть страны и к ее северным границам». (Из интервью С. Аракеля­ на, заместителя министра нефтяной и газовой про­ мышленности корреспон­ денту А П Н ). Чтобы говорить дальше о проблемах неф­ тегазодобытчиков, нужно, наверное, хотя бы коротко рассказать о той почве, кото­ рая их плодит. К 1990 году в нашей стране намечено до­ бывать 850 миллиардов кубометров природ­ ного газа, то есть за пятилетку рост соста­ вит более 200 миллиардов кубометров (для сравнения: в 1958 году мы добывали 30 миллиардов кубометров газа). Практически каждый третий кубометр этого сырья в мире добывается у нас. Как надежное и сравнительно дешевое топливо газ сохра­ нит свои позиции и в обозримом будущем. А нынче с помощью газа производится более половины всей промышленной про­ дукции; сталь, чугун, цветные металлы и многое другое. А выработка электроэнер­ гии? Здесь тоже ни сейчас, ни потом не обойтись без газа. Если раньше он добывался (и потреблял­ ся) в основном в центральной части стра­ ны, то теперь на первое место вышла арк­ тическая зона Тюменской области, полу­ остров Ямал. Естественно, затраты на поиск, разведку и подготовку к эксплуатации га­ зовых месторождений с продвижением на север постоянно растут (себестоимость га­ за в 12 раз ниже себестоимости угля при более высокой — в 2,5 раза — калорийнос­ ти). Тем не менее, именно заполярные мес­ торождения надолго останутся главным ис­ точником прироста газодобычи. В 1990 году доля сибирского газа составит 70 процен­ тов общесоюзного — вдвое больше, чем в 1980 году. В нынешней пятилетке основной прирост добычи газа в стране обеспечивается за

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2