Сибирские огни, 1988, № 11
шего города, а оттуда доберется сама. Возьмет такси в конце концов, не разорится. Днем похорон сам собой наметился четверг, если, конечно, ничего не случится в дороге. Так Н адя и сообщила Аделаиде Андре евне: «Приедем в четверг». Не будем описывать дорогу, она не имеет для р ассказа никакого значения. Н адя сидела в кабине рядом с водителем, на высоком не удобном сиденье, позади них в самом УАЗе стоял гроб, а все «помеще ние» вокруг было забито венками, которые возлагались (прислонялись к гробу) во время гражданской панихиды, во время траурного мининга в конференц-зале министерства и которые решено было все везти на могилу. В самом деле — куда же их было девать? Не раз во время очень трудной дороги Н адя внутренне готова была согласиться с матерью, что последняя воля отца оказалась, если не «че пухой», то капризом и прихотью. За всю дорогу она не могла понять смысла этой просьбы, но все поняла, когда добрались до места. Село Руж аны оказалось большим белорусским селом, расположен ным в долине^ между двумя грядами невысоких холмов, по обоим бе регам светлой и тихой речки. Посреди села проглядывала из зелени бе лая церковка. В это село скорбная машина въехала около двух часов пополудни. Н адеж да Сергеевна собралась уж спросить у кого-нибудь, где ж и вет Аделаида Андреевна, но тут заметила, что около одной хаты тол пится народ, и тотчас сообразила, что это собрались люди ради похо рон и что в этой-то хате и ждут их приезда. Едва машина остановилась, как ее сразу же окружил народ, завыли и запричитали женщины, хотя, наверное, ни одна из них не зн ал а по койника и не видела Сергея Андреевича никогда. У Нади тоже при этих воплях перехватило горло и покатились слезы: ничего так не тро гает душу, как сопереживание, сочувствие и соболезнование других людей. Было мгновенье, когда Н адя отметила в своем сознании, что, может быть, ради вот этой минуты, ради этих людей, собравшихся на похороны, и ради их воплей и плачей, стоило преодолеть все тяготы и всю тоску дальнего пути от Москвы до полесского села, отдаленного от больших городов и больших дорог. Гроб вытащили из машины и поставили на две табуретки. Откуда ни возьмись, появились белые холщовые полотенца, которые мужики подсовывали под днище гроба. Одна из женщин повисла на Наде, об хватив ее руками за шею, и Н адя поняла, что это и есть сестра ее от ца Аделаида Андреевна. Но не было матери, Клавдии Федоровны, вдовы покойного, и Н а дя, растерявшись, не знала, что же теперь делать и как поступить. Ж дать? Но сколько времени? Собрались люди, они разойдутся и как же тогда хоронить отца? Втроем? Н адя расска зала Аделаиде Андреевне, как обстоят дела, и тем с а мым как бы переложила все на плечи тети. Ведь сказал же в конце концов, отец: «Пусть меня похоронит сестра». Теперь она здесь хозяйка. Ладно, ответила Аделаида Андреевна,— понесли пока в цер ковь, а там видно будет. И в церкви ночку постоит — не беда. З автр а утречком отпоем... Без жены тоже — нельзя. Как это не подождать ж е ну? Не годится. Незнакомые мужики присели около гроба с двух его сторон, поло жили полотенца себе на плечи, распрямились, и гроб зак ач ал ся впере ди пестрой и многолюдной процессии. Молодой парень, неся над головой крышку гроба, возглавлял шест вие. До церкви было не так уж близко: широко и привольно раскину лось по долине село Ружаны . Полчаса тянулась до церкви медленная процессия. Перед церковью движение остановилось и гроб поставили опять на две табуретки, из церкви вышел священник в облачении, тотчас вокруг него (немножко сзади) встали в готовности три женщины и двое мужчин — певчие, как очень скоро уЗн ал а Н адеж да Сергеевна. Это пе-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2