Сибирские огни, 1988, № 11
скос кладбище. Редкими, на тридцатом счету, ударамибухал колокол. И когда он бухал, люди крестилися, поднимая^глаза У- „ г> Но чаще это был обыкновенный, утренний •^‘^бо ве р ну за волной выплескивал разгулявшийся великан, и н „ от этой волны передавалось что-то и нашему колоколу справа и слева. Начиналась сладкая певучая дрожь, и колокола тихо нечко гудели, хотя их не били в это время тяжелыми железными ками. Д а что волна! От сильного ветра, от секущих зимои метельных су хих снежинок зарождалось в колоколах протяжное пение. У ‘ лось, задевали за колокола самыми кончиками крыльев р увертливые стрижи. От этого чириканья черных крыльев Г т я т т лись звуки. Но, конечно, их не было слышно с ^ ^ на зеленой траве детишки, где пасутся на лугу коро , д ржаные поля. В пасхальную ночь вокруг колокольни и церкви зажигали плошки с дегтем. Колокола знали и готовились к необычному. Пелую недел с утра до вечера придется звонить, возвещая о светлом • Р ' дили на звонницу звонари. То есть не то чтобы звонари — штатных зво нарей не было вСемендюкове, но были зато •любители-мужику Д вое ста^ повились к большому колоколу, один к набату, а один, рь р д мулсичонка, занимал место перед шестью. От каждого колокольчика веревочка с петелькой на конце. Петельки рыжебородый надевал на разные пальцы рук. Теперь все колокольчики были в его власти, да какую веревочку потянет, там и звон. Начиналось торжественно и б л а гостно. Большой колокол раздумчиво выговаривал: — Бо-х, бо-х, бо-х! Шестерка торопливо вступала в звон: — Ан-гелы, ан-гелы, ан-гелы! Потом рыжебородого заносило и среди красного дня летела со звон ницы залихватская песенка: Ах, ты, сукин сын, Комаринский мужик. Без штанов домой По улице бежит. Но все же самый красивый звон получался вечером, на исходе тихо го летнего дня, когда позолота от заходящего солнца тихо светится и на траве, и на облаках, и на самой колокольне и когда дивное, как бы по доблачная музыка — в тон этой легкой теплой позолоте. Так и прошло немало лет. Колокола трудились на совесть и поти хоньку гордились собой. Им сверху было видно, что есть дома, где лю бят гармонь и балалайку, и есть дом за липовым парком, где играют по утрам на похожей на лебедя золоченой арфе. Колокольную музыку любили слушать и слушали все. Д л я этого не нужно было идти в тот или этот дом. Д а будь ты хоть в лесу, катайся на лодке, паши землю, собирай на лугу цветы, иди в задумчивости полевой межой — всюду услышишь колокола. Ни приглашения в концерт, ни би лета, ни званых, ни избранных. «Самая всенародная музыка», вот так думали о себе колокола и были правы. Если бы они более поднаторели в разных мудреных словечках, то, вероятно, они думали бы про себя, что они самая демократичная музыка. Но никто ни разу не произнес такого слова. На колокольне в селе Семендюкове, откуда же было научиться. Так прошло немало лет. Но однажды в судьбе колоколов произошла перемена. Где-то вдалеке, конечно, от села Семендюкова, потому что в Семендюкове они никому не мешали, решено было колокола казнить: сбросить их с колокольни, вырвать им языки, предать избиению и р а з дроблению на части, а затем и части эти предать огню. Никакого преступления не знали за собой колокола. Они бы, мо жет быть, и закричали от возмущения, но не нашлось никого, кто по мог бы им тягостно, по-колоко'льному в6з1«утйться.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2