Сибирские огни, 1988, № 11
ная из дерева. Мне подарил ее в мою бытность в Варш аве хороший польский поэт и человек Богдан Дроздовский. П опалась книга на немецком языке с выдранными в начале и в кон це страницами , вероятно. Евангелие. Под ногами у меня звякнуло, я нагнулся и поднял маленькую ложечку, почерневшую от времени, мо- жеть быть латунную , но возможно, что и серебряную. С крестиком на конце черенка. И з нее причащ али, когда церковь действовала. Л ож еч ка была мне совсем не нужна, но она в алялась на полу, и я ее положил в карман . И з разных темных, пыльных, заваленных переломанной рух лядью (старое кресло, изодранные ризы, обломки золоченой резьбы) углов я вытащил на свет несколько деревянных скульптур, тоже пообло манных. Особенно мне понравилась небольшая плошаничка, резное изоб ражение Христа, леж ащ его во гробе, не более семидесяти сантиметров. Размер скульптуры и понравился мне в первую очередь. Самой гробнич- ки не сохранилось или, может быть, она валялась тут где-нибудь отдель но от тела господня, но само тело господне было теперь у меня в руках запыленное, без утрат и поломок. Несколько скрюченная поза, естест венная в гробнице, ка зал ас ь странной в этом отрешенном от футляра и оголенном виде. Я ск азал Коле; — Попросим мальчишек, чтобы они эти скульптуры перетащили в машину. Д адим им три рубля на конфеты. С этими словами я оглянулся и увидел, что все мальчишки исчезли. Нехорошее предчувствие шевельнулось во мне. Поскорее забрали сь мы снова на доски, прошли, балансируя по ним, спрыгнули на пол уже у самого выхода из церкви. В дверном проеме я увидел солнце, зелень деревьев, траву, но такж е увидел и мальчишек, едва успевающих за стариком, который с этого первого в згляда пока зался мне безумным либо уж перевозбужденным. Мальчишки, тоже возбужденные, на ходу что-то наперебой один перед другим говорили старику, и вся эта шумная группа целеустрем ленно. только что не бегом двигалась к тем самым дверям , из которых мы, не медля больше ни секунды, выскочили на улицу. — Что? Где? Чего? — бессвязно и, вот именно, полоумно начал орать на нас старик. Был он невысок, с седой щетиной на щеках и на подбородке, и не то на оба гл а за косой, не то с частичными бельмами на обоих глазах . На месте его глаз я видел тогда, да так и запомнил, только д ва белесых пятна. Чтобы объясняться с орущим на тебя человеком, надо и самому орать, д аж е постараться переорать его, если хочешь в чем-нибудь убедить. Положение усложнялось тем, что как ни громко орал на нас бывший (как потом выяснилось) пономарь, мы не понимали, о чем он орет. Нас он не понял бы, во-первых, по той же причине, а во-вторых, он и не со бирался нас понимать. Увлекая своим примером всю нашу группу (Коля так ж аж д а л ввязаться в дискуссию с бывшим пономарем), я быстро прошел к м а шине. Хлопнули дверцы и если бы шофер тотчас тронулся, происшествие так и закончилось бы облаком пыли, доставшимся на память экспоно- марю и его свите. Времени для этого — повернуть ключ стартера и отпу стить сцепление — больше, чем нужно, но шофер медлил и медлил, и это было второе предательство, после коварного предательства м аль чишек, заманивших нас в церковь, а потом позвавших пономаря. Старик тем временем подскочил, начал дергать дверцы машины, по том заб еж ал сзади, пытаясь поднять крышку багаж ника. Поскольку шофер все равно не трогался и, как видно, не собирается трогаться, я сказал : — Откройте ему багажник. Пусть он увидит, что там ничего нет. Вид багаж ника совершенно пустого, с чистой, протертой перед выез дом фибровой подстилкой был прекрасен. Ни одно великое живописное полотно не вызывало у меня когда-либо чувства такой же радости и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2