Сибирские огни, 1988, № 11
локола, а именно два колокола пудов по десять. Один с большой трещиной. Д аж е и веревки протянуты к колоколам — бери и звони. Вот и православный храм, а звон производится на западный манер: за ве ревку раскачивается не язык колокола, а сам колокол, установленный на вращающейся перекладине. Я подходил к церковным дверям, когда мне в затылок и спину у д а рил, хоть и мелодичный, но все же неожиданный и резкий удар колоко ла, Это Л еля дернула за веревку. Она догнала нас, довольная собой и ожидавш ая нашего одобрения. По этому ее поступку можно судить, насколько беспечное было у нас настроение и насколько невинны мы были в своих помыслах. Между первыми и вторыми церковными дверьми имеется, как зав ед е но, тамбур, иногда очень просторный. Вроде коридора и комнаты. Открыв незапертые наружные двери, мы увидели, что весь тамбур здесь пред ставляет из себя от наружных дверей до внутренних каких-нибудь три шага. Но вот что еще мы здесь увидели. На полу, перед железными коваными дверьми, преграждавшими путь в церковь, стояли лампадки. Они, конечно, не горели теперь, но маслице в них было, и фитильки у них были, и масло было не запылен ное, незамусоренное, не пополам с грязью и мухами, а свежее и прозрач ное. Скорее всего, это было вазелиновое масло, которое повсеместно ис пользуется теперь православными людьми за отсутствием в продаже настоящего лампадного. Тут же на полу мы заметили несколько бугор ков оплывшего воска: значит, стояли здесь недавно и горели свечи. На полу всюду накапано воском. Железные двери в нескольких местах тоже окапаны. Как видно, к ним прилепляли нижними концами тонкие горя щие свечечки. Кроме того, и двери и стены тамбура украшены древесны ми ветками и цветами, теперь уже засохшими. Это понятно, если вспомнить, что Троица, ради которой несут в церковь цветы и зелень, была в этом году 17 июня, а описываемое событие происходило д вад цать девятого. Нельзя было судить по этим приметам, происходили ли здесь перед этими коваными дверьми и перед этим тяжелым замком регулярные мо ленья, но то, что здесь молились в Троицу, не могло быть сомнений. Поскольку наружные двери не только не заперты, но и раскрыты, то мо лящиеся могли, вероятно, стоять и на улице, как это мы видели в Сам- боре перед главным собором. Но там по другой причине, а именно по тому, что собор не вместил всех желающих. И вот перед раскрытыми дверьми собора, через которые видно в глубине его мерцание множест ва свечей, перед дверьми, из которых вырывалось наружу громкое все общее пение, перед этими дверьми, занимая площадь, стояли на коле нях люди, не поместившиеся в церкви. Они тоже пели вместе с теми, кто находился в церкви. Такой картины я не видел еще никогда в наших местах. Собирается в пасху перед каждой церковью толпа. Так ведь это же больше зеваки: посмотреть и послушать. Но чтобы в обыкновенное воскресенье и чтобы все на коленях и чтобы все пели — этого я не видел. Не знаю, велика ли толпа собралась здесь перед церковными кованы ми дверьми и молились ли они одни или кто-нибудь слушал тут из самих же молящихся по собственному почину, и происходило ли это днем или ночью, но воск был накапан и ветки с цветами были, и сомне ний быть не могло. В углу тамбура, за большим пучком засохших березовых ветвей я обнаружил два медных подсвечника, которые так модны теперь, и уже вертел их в руках, примеряясь (на улице же стоят), но тут закричали, что председатель приехал, и мы пошли знакомиться с председателем. Ничем не примечательной внешности голова советской власти в этом селе проверил у меня документы (кстати, из всей нашей довольно-таки легкомысленной троицы у одного меня оказались документы) и нель зя сказать, чтобы очень охотно, но и не выказывая неудовольствия, повел нас показать остатки замка.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2