Сибирские огни, 1988, № 11
Итак, пусть ехидна скуки не осмелится приблизиться ко всему образовательному, просветительному, ко всему культурному. Все те, кто особенно чувствует нелепость этого скверного понятия, пусть дружными усилиями извлекут все его зародыши, По истине, скука не в окружающих обстоятельствах, не в жизни, но в самих людях. 1935 г. Наран Обо. ДЕРЖАТЕЛИ «Держатели бывали и в наших аилах. Никто не знает, когда они приедут. Неиз вестно, откуда и куда, но большей частью поспешают. Говорят, что они ищут клады, а другие говорят, что они заложат что-то там, где нужно. Иногда места про хождений их люди отмечали субурганами* или хотя бы простыми обо^. Когда узнают люди о приезде их, то надолго водворяется радость в окрестных аилах. Слышно, что и болезни минуют эти места. А также приходит всякая удача и в помышлениях, и в де лах». Так рассказывает старый бурят; и по его проникновенному говору можно было понять, что предмет для него и близок, и торжественен. Мы спросили: «Если говоришь, что помыслы и дела становятся удачнее, может быть, внушается это в мыслях? Ведь часто известны такие внушения». «Про эту силу мы знаем и сами думаем, что удача посылается. Однажды, говорят, самого его спросили, правда ли, что по мысли его совершаются разные полезные дела, а также спросили, как это он внушает? Говорят, что он ответил: и так, и этак; а главное то, что вы делаете потом так, как нужно. И поспешают они, чтобы дать людям больше добрых мыслей, чтобы повсюду люди могли сделать самое полезное ко времени». Мы спросили: «Скоро ли признают их люди?» «По правде сказать, только немногие их признают. А другие только после их ухода одумываются. И тогда опять начинают ждать. Глупые люди, когда что приходит, не соглашаются, а только стоит уйти, как начинают опять ждать». Мы спросили: «А есл-и они приезжают, где останавливаются?» «Иногда и в своей палатке, а то больше куда-то уезжают, и никто о них толком не знает, из-за каких гор и куда ляжет путь. Но умные люди ждут их, сильно ждут А уж если пройдет слух о проезде, то повсюду как бы пролетит радость. От аила к аилу скачут гонцы. А не успеет собраться народ, он уже и уехал. Конечно, говорят, что у них есть и подземные ходы, но только этого никто не знает. Когда они появляются среди пустыни, то можно задуматься, откуда же и как совершен этот долгий безводный путь? Может прийти в голову, что где-то есть и ходы подземные. Д аж е находили такие долгие, долгие пещеры, и конца-краю не видно. Может быть, что-то и есть в них, по никто в этой тьме пещерной не нашел хода». Мы спросили: «Все это из давнего прошлого или же и теперь бывает?» «И было, и есть, и будет. Они берегут людей. Они держат справедливость. Они посылают новые мысли. И недавно, и теперь, а может, и сегодня покажется всадник. Или один, а не то и вдвоем, никто путей их не знает». Мы спросили: «А есть ли какие-нибудь признаки их приезда?» «Вот уж никаких никогда. Да ведь и все чудное бывает нежданно. Уж так неждан но, что и уму не помыслить. Но сердце, может быть, и чует. Когда надлежит им при близиться, может быть, и тоскует, и стремится сердце, и летит навстречу. Сколько раз, как птица, трепещет сердце, а ведь, может быть, это они проезжают поблизости? Сколько раз конь заржет, неведомо от чего, может быть, их коней зачуял? Сколько раз собаки насторожатся и уйдут назад; потому пес на них не залает. И в караванах бывает, на ночлегах. Покажется, будто едет кто-то, а начнут слушать, ничего не слы хать, Бывает, что особый запах замечательный, как от лучших цветов, пронесется сре ди песков. Тоже говорят, что это от их приближения. Видели как-то и белую собаку, будто бы борзую. Старые люди говорили, что их собака. А бежит она одна, как бы за делом. На зов не отзывается. Наверное, поспешает. Тоже говорят, что видели иног да белых птиц, как бы голубей. Думают, что ими посылаются. Вообще много знаков и ' С у б у р г а н (ступа, чайтья) — мемориальное, чащ е всего культовое сооружение в Мопго- ЛИИ и в Тибете. а О б о — груда камней, памятный знак в горах. ’
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2