Сибирские огни, 1988, № 11

Итак, пусть ехидна скуки не осмелится приблизиться ко всему образовательному, просветительному, ко всему культурному. Все те, кто особенно чувствует нелепость этого скверного понятия, пусть дружными усилиями извлекут все его зародыши, По­ истине, скука не в окружающих обстоятельствах, не в жизни, но в самих людях. 1935 г. Наран Обо. ДЕРЖАТЕЛИ «Держатели бывали и в наших аилах. Никто не знает, когда они приедут. Неиз­ вестно, откуда и куда, но большей частью поспешают. Говорят, что они ищут клады, а другие говорят, что они заложат что-то там, где нужно. Иногда места про­ хождений их люди отмечали субурганами* или хотя бы простыми обо^. Когда узнают люди о приезде их, то надолго водворяется радость в окрестных аилах. Слышно, что и болезни минуют эти места. А также приходит всякая удача и в помышлениях, и в де­ лах». Так рассказывает старый бурят; и по его проникновенному говору можно было понять, что предмет для него и близок, и торжественен. Мы спросили: «Если говоришь, что помыслы и дела становятся удачнее, может быть, внушается это в мыслях? Ведь часто известны такие внушения». «Про эту силу мы знаем и сами думаем, что удача посылается. Однажды, говорят, самого его спросили, правда ли, что по мысли его совершаются разные полезные дела, а также спросили, как это он внушает? Говорят, что он ответил: и так, и этак; а главное то, что вы делаете потом так, как нужно. И поспешают они, чтобы дать людям больше добрых мыслей, чтобы повсюду люди могли сделать самое полезное ко времени». Мы спросили: «Скоро ли признают их люди?» «По правде сказать, только немногие их признают. А другие только после их ухода одумываются. И тогда опять начинают ждать. Глупые люди, когда что приходит, не соглашаются, а только стоит уйти, как начинают опять ждать». Мы спросили: «А есл-и они приезжают, где останавливаются?» «Иногда и в своей палатке, а то больше куда-то уезжают, и никто о них толком не знает, из-за каких гор и куда ляжет путь. Но умные люди ждут их, сильно ждут А уж если пройдет слух о проезде, то повсюду как бы пролетит радость. От аила к аилу скачут гонцы. А не успеет собраться народ, он уже и уехал. Конечно, говорят, что у них есть и подземные ходы, но только этого никто не знает. Когда они появляются среди пустыни, то можно задуматься, откуда же и как совершен этот долгий безводный путь? Может прийти в голову, что где-то есть и ходы подземные. Д аж е находили такие долгие, долгие пещеры, и конца-краю не видно. Может быть, что-то и есть в них, по никто в этой тьме пещерной не нашел хода». Мы спросили: «Все это из давнего прошлого или же и теперь бывает?» «И было, и есть, и будет. Они берегут людей. Они держат справедливость. Они посылают новые мысли. И недавно, и теперь, а может, и сегодня покажется всадник. Или один, а не то и вдвоем, никто путей их не знает». Мы спросили: «А есть ли какие-нибудь признаки их приезда?» «Вот уж никаких никогда. Да ведь и все чудное бывает нежданно. Уж так неждан­ но, что и уму не помыслить. Но сердце, может быть, и чует. Когда надлежит им при­ близиться, может быть, и тоскует, и стремится сердце, и летит навстречу. Сколько раз, как птица, трепещет сердце, а ведь, может быть, это они проезжают поблизости? Сколько раз конь заржет, неведомо от чего, может быть, их коней зачуял? Сколько раз собаки насторожатся и уйдут назад; потому пес на них не залает. И в караванах бывает, на ночлегах. Покажется, будто едет кто-то, а начнут слушать, ничего не слы­ хать, Бывает, что особый запах замечательный, как от лучших цветов, пронесется сре­ ди песков. Тоже говорят, что это от их приближения. Видели как-то и белую собаку, будто бы борзую. Старые люди говорили, что их собака. А бежит она одна, как бы за делом. На зов не отзывается. Наверное, поспешает. Тоже говорят, что видели иног­ да белых птиц, как бы голубей. Думают, что ими посылаются. Вообще много знаков и ' С у б у р г а н (ступа, чайтья) — мемориальное, чащ е всего культовое сооружение в Мопго- ЛИИ и в Тибете. а О б о — груда камней, памятный знак в горах. ’

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2