Сибирские огни, 1988, № 11

Итак, первый собеседник, неосторожно отнесший скуку к окружающей жизни, по­ лучил со всех сторон отпор. Мало того, невольно он дал всей беседе неожиданное для него самого направление. Многими примерами было доказано, что скука есть не что иное, как падение жизненной энергии. Это отсутствие энергии порождается условными устоями, порожденными в нас же самих. Бывает, что люди неправильно употребляют само выражение «скука». Иногда они хотят в этом выразить свое к чему-то нетерпе­ ние. Но ведь и нетерпение уже будет признаком отсутствия дисциплины, которая всег­ да будет следствием особого напряжения энергии. Можно заметить дв.а определенных типа людей. Одни по природе своей любят внутреннюю дисциплину. Их не нужно обучать этой концентрации воли. Человек, добровольно осознавший значение упорядоченности, является ценителем и своего, и чужого времени. Распознав эти ценности, человек всегда останется и твердым, и наблю­ дательным, и находчивым. Он будет сильным человеком. Другой тип людей по природе своей боится и старается уклониться от всякой дисциплины. Можно быть уверенным, что этот тип людей, хотя бы даж е и обладал определенными познаниями, не примет на себя особую ответственность, не проявит истинного терпения и скорее всего допу­ стит никчемные, разлагающие обсуждения. Этот тип людей не будет сильным. Эти лю­ ди будут, кроме того, очень себялюбивы, преисполнены самости. Они легко повторят слово «скука», стараясь возложить это тягостное ощущение на окружающие обстоятель­ ства. Такие люди будут стараться и окружающих их вовлечь в те же ложные обсужде­ ния своей тягости. Они даже не подумают, что рождение скуки происходит исключи­ тельно в них самих. Среди лекарств, противодействующих такому эгоистически-безвольному состоянию, конечно, прежде всего будет развитие искусства мышления и умения приобщаться к природе. Много раз настойчиво описывалось искусство мышления, которое должно быть воспитываемо и образовываемо. Так же точно нужно уметь приобщаться к приро­ де. Каждому приходилось видеть несчастные типы людей, для которых совершенно закрыта книга природы. Перед ликом природы, полным несказанною прелестью, они будут играть в карты или мечтать о прелестях городской жизни. Они будут доходить до такой несоизмеримости, что прекрасную природу будут готовы предать для ужаса и извращения города. Можно себе представить, какие настоящие извращения организма, какие патоло­ гические судороги происходят, когда нечто ценное и прекрасное затемняется условным и разлагающим. Ведь сердце человеческое болезненно корчится от всего неестественно­ го. Сердце не скажет своих ощущений в земных словах, но каждый удар по сердцу останется на многие жизни. Одним из самых болезненных ударов по сердцу, конечно, будет внедрение понятия скуки. Этой мертвенности сердце не выдерживает. Следует во всех просветительных учреждениях от младших классов всеми мерами изгнать понятие скуки. При этом заполнение времени не должно быть чем-то чисто ме­ ханическим. Нужно, чтобы времени действительно не хватало на действия и на мы­ шление. Что может быть увлекательнее, нежели мышление и творчество перед ликом природы. Эта радость может происходить при самых различных работах, ибо настоя­ щее мысленное творчество лишь поможет качеству каждого труда. Сколько раз говорилось о противоположениях Востока и Запада, которые уже по­ нимались не в смысле географическом, а в смысле основной психологии. И в то же время каждый отлично чувствует, что никаких противоположений нет и быть не может, ибо как здесь, так и там должно быть внутреннее стремление к живительному синте­ зу. В этом синтезе доброкачественности, терпимости и творчества не найдется ни ма­ лейшего места для безвольного проклятия, именуемого скукою. Нужно ли о скуке говорить, если она так мертвенна и мерзостна? Как же не нуж­ но, если это слово так часто повторяется и старыми, и малыми. Скучающие типы даже пытаются облечься в позу какой-то ультрасовременности. По неразумию они полагают, что окружают себя каким-то неразгаданным, таинственным ореолом, а на самом деле они остаются просто скучными, неприменившими себя в жизни отбросами. Если в ка­ кой бы то ни было форме проявится зло, не пытайтесь замолчать. Этот гнойник лишь создаст целую гангрену. Спешите отсечь вредное понятие скуки как можно скорее, как' можно решительнее. Скучающий тип боится быть осмеянным, а в то же время он прежде всего смешон в своем заблуждении. Лохмотья скуки уже будут каким-то чудовищно нелепым шутовством. Гранд Гиньоль! И кому же захочется быть в этом странном шутовстве?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2