Сибирские огни, 1988, № 11
сове и Державине. Не случпЯно пошел с нами по китайским и монго.чьским землям сердцевиден русский. «Все вижу и слышу», с дальних пор этот спутник близок, пото му «идем, и видим, и слышим». нп ” слышу». Если кто-то отчасти заботится, он уже не все услышит. Мож- еть не слышать. Если кто развил в себе эту способность на благо, в мужестве и твердости, тогда он отлично установит степень слышания, но можно и все слышать и сему наити место, оголь, который так замечательно описывал битву, который через жизни шел к великому и светлому, он-то знал, что знание опасностей есть пр ранение от страха. Готовность к наихудшему всегда даст возможность напрячь особые силы. Много сил в человеке, только нужно вовремя их вынуть из хранилиша. Глубоки бывают такие хранилища и сложны к ним входы. Изучать к ним затворы можно в соо ществе с великим.и ведунами. Нужно быть уверенными и в этих великих спутниках. Нужно чуять, что они не будут напутствовать ни в чем дурном, и тогда идти легко, тогда все призрачные препятствия уложатся в особом узоре Между спутниками не будет дурных мыслей, совершенно исключится бранное сло во, как остатки звериного рева. Очень важно, чтобы спутники хотя бы даж е случайно не употре ляли друг про друга скверных наименований. Не будем требовать непре менно уже лю овь, которая не так-то просто приходит, но взаимное уважение в пути не- о ходимо. караванах можно замечать, как иногда, следуя людским мыслям и чувст вованиям. сами животные подражают своими поступками. Приходится видеть, как при людском раздражении до тех пор дружные собаки бросались друг на друга, кони и вер ЛЮДЫ пугались. Такие наглядные показания, о которых отлично знают опытные караванщики, должны бы остаться в памяти у всяких спутников. Спутник — это уже сотрудник, а сотрудник - это уже не случайный встречный. Совместное делание остается неизбежным. Пребудет где-то навсегда. Думают неопыт ные: разбежались - и все будет кончено. На деле же совсем не так. Даж е в чисто материальном плане вы видите, как возвращаются бумеранги. Тот, кто действует в сознании ответственности, уже понимает, что каждым действием куетоя день вчерашний. Враг рода человеческого изобрел всякое опьянение. В нем заключено лишение от- ветсттенвости. Какие же безобразные нагромождения получаются от всякого опьяне ния. Поэтому трезвы спутники. Народ помнит: «Идешь на день, а хлеба бери на неде лю». Это сказано в большой опытности, истинно, всякого хлеба нужно взять в семь раз больше. Также мудрость заповедует, что расставание радостнее встречи. Ведь встреча предполагает расставание, а каждое расставание уже предчувствует встречу. А на каких путях будет встреча, о том не будем озабочиваться, надо предпослать, что на путях добрых. Гоголь при всех своих искренних устремлениях все же говорил о битве. Другое наименование и не подойдет. На Курукшетре тоже битва. Все народы знают таки» бит вы. ибо никак иначе вы не назовете это продвижение. Когда же сердце будет соблю дено вне всяких опьянений, оно очень точно подаст знак, где слагаегся строй добрый и крепкий. «Вперед же, прекрасный мой воин!» 1935 г. Пекин. РОЖДЕНИЕ СКУКИ среди обсуждения современной жизни кто-то пожаловался на скуку, но другой ссгбеседник воскликнул: «Какой же вы скучный человек!» Жаловавшийся на ску ку начал уверять, что он-то лично не скучен, но обстоятельства его жизни так однооб разны и бесцветны, что не он, но обстоятельства жизни скучны. Между тем другой собеседник продолжал настаивать, что не может быть в жизни, в природе таких обстоятельств, которые порождали бы скуку. Он говорил: «Мы сами рождаем в себе эту мертвенность, которую мы называем скукою. Мы сами скучны, а вовсе не жизнь, вовсе не природа». Третий собеседник припомнил из жизни отшельников Индии, как, не двигаясь от входа своей пещеры, риши ощущали всю полноту бытия. Четвертый собеседник указал на жизнь Преподобного Сергия Радонежского и Серафима Саровского, спрашивая: «Могут ли такие подвижники вообще ощущать ску ку? Знако'мо ли им эго слово?»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2