Сибирские огни, 1988, № 11

ЛУЧШЕЕ БУДУЩЕЕ О будущем много думают, но очень часто оно не входит в бытовое обсуждение. Конечно, не в человеческих силах вполне определять будущее, но стре.миться к нему следует всем сознанием. И не к туманному будущему следует устремляться, но именно к лучшему будущему. В этом стремлении уже залог удачи. В торжественный день возносится моление о будущем. Не о туманном чем-то утверждает оно. В нем выражены три основы: осознание высочайшего, мирное земное строение и благоволение, как основа быта. Без этих трех основ строение невозможно, но предпослать их нужно не отвлеченно, а в полной и неотложной реальности. К аза­ лось бы, что третья преподанная основа должна быть самой обычной в повседневном быте. Только благоволение! Только доброжелательство и дружелюбие! К кому же? Да к тем же людям. К тем же самым, с которыми положен урок пройти это жизненное поле. Кажется, никаких глубоких научений и образований не нужно для благоволения. Казалось бы, оно предполагается при каждой человеческой встрече. Разве можно приближаться к такому же человеческому существу без основного благоволения? Что же, неужели приближаться с ненавистью или подозрением, с уже замысленным злодей­ ством? Где же, в каких же таких Заветах писаных или неписаных предуказано зло­ действо и подозрение? «Человек человеку — волк». Ведь это одно из самых зловредных изречений. А ведь самовнушением достигается так многое. Если от колыбели слышать о добре, то ведь оно и станет руководящим началом. Даж е все смущения извращенной жизни не искоренят понятия добра, А там, где человек привык жить в добре, он оценит и все замечательное значение слова БЛАГОВОЛЕНИЕ. Ведь это слово очень повелительно. Воление, оформленная воля — это уже нечто созданное, сделанное! Воление не может быть только инстинктивным. Оно производится в полном сознании, за полною ответственностью. Может быть, каждое государственное совеща­ ние должно быть начинаемо знаменательным вопросом: «Есть ли благоволение?» И промолчавший не должен бы судить. Вероятно, скажут, что именно самые-то злодеи и закричат о благоволении. Вот тут-то запечатление человеческих излучений и пока­ зало бы истину. Притворно никак не докажете благо в излучениях сердечных. Как пятнисты будут излучения притворные, неискренние! Человек, не задумывающийся над глубоким зна­ чением благоволения, часто вообще не поймет, о чем тут говорить. Почему подчерки­ вать слова и без того всем известные, которые к тому же никогда ничего не улучшили? Ведь возможны и такие уродливые суждения. Нередко продавец выкликает нечто очень полезное, совершенно не думая о значе­ нии произнесенных им слов. Часто ли переписчик знает содержание переписанного? Иногда даж е читающий вслух для другого тем самым как бы освобождает себя от понимания прочитанного. Таким образом, часто ценнейшие и неотложные соображения попадают в разряд так называемых птичьих слов. Возможно ли лучшее будущее без благоволения во всем его торжественно-повели­ тельном смысле? Кэ'кой же это будет мир на земле без благоволения? И какая это бу­ дет «слава в Высших» без углубленного и непрестанного воления блага? Лучшее будущее. Ты должно быть лучшим. Ты должно быть лучше дня вчераш­ него. Если не захотеть этого, то ведь из самого замечательного, уже сужденного мож­ но извлечь лишь ничтожный огарок. Все великие знаки могут быть в готовности. Но если не желать блага ради им следовать, то какая же часть видимого осуществится? Кто же имеет право испортить или умалить сложенное великими путями? Все это не мечтательство пустое, но ответственн'ость несущего письмо. Д аж е простой почтарь в сумерках и во тьме идет с осторожностью, чтобы не оступиться, чтобы ветка не хлестнула по глазу, чтобы избежать диких зверей. А ведь он несет чье-то чужое письмо, о котором он ничего не знает. Когда же чело.век мыслит о будущем, когда он учитывает все его условия и все благожелания, насколько устрем- леннее и бережнее пойдет он, готовый и настороженный. Пойдет он, зрячий и проник­ новенный. Поспешит он, чтобы не украсть часа сужденного, а в сердце ему будет сту­ чать и слава в Высших, и мир на Земле, и благоволение к ближнему.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2