Сибирские огни, 1988, № 11
ненке будет слишком ограниченно. Объяснить невежеством и дикостью? Но Гогда почему даж е у диких племен часто высказывается взаимоуважение? Каким же таким низменным, темным состоянием нужно объяснить, когда у нас на глазах русскую гордость Голенищева-Кутузова называют изменником? К акая же тут зависть? Ведь это уже будет относиться к тому скотскому состоянию, о котором так горько и проникновенно сказал еще Котошихин. Казалось бы, века прошли. Казалось бы, на земле произошло столько ужасов, что хотя бы из примитивной предосторожности должна быть проявлена хотя бы предусмотрительность. Ведь проз вище Скотинин не должно радовать того, кто считает себя человекообразным. Но наряду с таким Скотнниным существует и злобное сатанинство. И никак вы иначе не назовете это ужасное разрушительное состояние. Если с одной стороны не сется торжествующий рев, угрожающий разрушением всем храмам и музеям, то с дру гой стороны готовятся пистолеты, чтобы застрелить всех Пушкиных и обозвать измен никами всех Голенищевых-Кутузовых и прочих героев российской истории. Да, истинно, не только в войнах разрушаются Культурные Сокровища. Ценнейшие сосуды разбиваются в судорогах злобы. В полном одичании и в судорогах безумия произносятся самые разрушительные формулы. При этом потрясает та чудовищная безответственность, которая не дает себе труда помыслить, к каким следствиям при ведет это буйно-дикое состояние. Где же тут критика? Где тут насмешливость? Где недоброжелательство? В ярости безумия смешиваются все формы. В безобразии хаоса уже не различа ются никакие границы. А ведь признаки безумия бывают заразительны. Сколько примеров исторических массового безумия. Целые эпидемии психические возникали и горестно запечатлевались на страницах истории человечества. Но не странно ли видеть, что пример Котошихина должен повто риться и в словах Пушкина, должен так же отпечататься опять через столетия. Не слишком ли застарела болезнь? Не приспело ли время обратиться к вечным панацеям Добра и Света, к законам Божеским, чтобы отогнать приступы сатанизма? Когда сгущаются солнечные пятна, когда космическая твердь содрогается, не пора ли сосредоточиться на мысли о том, как изгнать всеразрушаюшее безумие злобы? Не пора ли признать, что ложь и клевета порождают самых безобразных про странственных сущностей? Не наступает ли последний час, чтобы развернуть запыленные кодексы добра и отмыть глаз сердца? Но Гоголь, сердцевед, говорит также и так: «Знаю, подло завелось теперь в земле нашей: думают только чтобы при них были хлебные стога, скирды да конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные меды их; перенимают, черт знает какие, бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой со своим не хочет говорить, свой своего продает, как бездушную тварь на торговом рынке». «Но у последнего подлюжки, какой он ни есть, хоть извалялся он в саже и поклон ничестве, есть и у того, братцы, крупица русского чувства; проснется оно когда-нибудь и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело». Где же ты? Зазвучи, отзовись, русское сердце! 1934 г. Пекин. О МИРЕ ВСЕГО МИРА Имейте в себе соль и мир имейте между собою. «О Мире всего мира». Не будет ли это моление одной из величайших утопий? Так говорит очевидность. Но сердце и действительная сущность продолжают повторять эти высокие слова как возможную действительность. Если прислушаться к голосу повёрх-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2