Сибирские огни, 1988, № 11

Таковы его поэмы «Туба». «Тан» («Рас­ свет») и другие произведения. В творчестве Л азаря Кокышева победно утверждалось новое, очень важное для мо­ лодой алтайской литературы качество — эстетическая ценность его повествователь­ ной манеры. В жизни, как и в творчестве, всегда было два Кокышева. Один — восторженный, слегка играющий человек с удивительно большими черными глазами и кудрявыми волосами, которые он любил смазывать бриолином, чтобы блестели... Этот Лазарь жизнерадостен, энергичен, ироничен и ост­ роумен. Он пишет пародии, с удовольствием рисует дружеские шаржи, острит. А второй Л азарь часто печален и задум­ чив. На него удручающе действуют бытовые неприятности. С чувством поет русские народные песни и чаще всего песню «Одно­ звучно гремит колокольчик...» Поет так, что глаза слушающих невольно влажнеют. Часто устремлен в себя, в свое детство," историю народа, в то, что скоро оживет под его пером. Оживет непременно. И как1 Совсем недолго продолжался ученический период его творчества. Всего два года. В 1958 году вышла уже вполне зрелая книга стихов, поэм и... романсов Кокышева под названием «Туба». В этом же году в издательстве «Советский писа­ тель» увидел свет сборник его стихов в переводах на русский язык. Называется книга непритязательно — «Стихи», но это была уже Поэзия с большой буквы, создан­ ная рукой зрелого мастера. В этих сборниках и в последующих осо­ бое внимание поэт уделяет эмоциональ­ ной сфере человека, едва уловимым движе­ ниям его души и сердца, что сообщало сти­ хам психологическую глубину и тонкость, как, например, в стихотворении «Первой травке, которая выросла у моего крыльца». Я знал, что ты вз»йдешь над грязью черной, Пробьешься и обрадуеш ь сердца Как символ ж изни, нежней и упорной, Мой гость ж еланны й, травка у крыльца. Была зима ж естока и сурова Кипела вьюга, в белый рог трубя... Но верил я, и ты пришла, и снова Я, человек, приветствую тебя! — Я хотел,— пишет в автобиографии Л а ­ зарь,— создать образ алтайца, который ищет и находит правду, а потом несет ее людям... Вскоре такой герой, который ищет и на­ ходит правду, создан им в поэме «Туба». За короткое время ее узнали и полюбили все алтайцы. Она переведена и на русский язык. В ней современность испытывается исторической памятью. Художественно, выразительно передана готовность алтай­ цев к принятию идей Октября и правды великого Ленина. С появлением этого героя в алтайской литературе еще явственнее обнажилась ее главная тема: «Горный Алтай — народ — революция». В главном герое поэмы поначалу очень заметны фольклорные черты. Но поступки его сознательны в классовом отношении. особенно к концу поэмы, социально моти­ вированны, хотя и замешаны на фольклоре. В поэме Чагат Строева «Ойгор баатыр» фольклор был почвой. У Кокышева в «Тубе» он — одно из средств художествен­ ной выразительности. Идейно-художественное содержание поэ­ зии Кокышева неотделимо от его прозы, стиль котьшой тоже носит поэтический характер. Своей прозой он вывел родную литературу на уровень романного мышле­ ния. В 1959 году он написал роман «Арина», где лирико-романтическая и сатирико-роман'. тическая стороны его дарования слились воедино. Ро.ман хорошо написан. В нем добротный юмор. Пластика слов. Изящество выдумки и гротеска. Точность изображения. Лирико-приподнятый строй повествования виден уже с самого начала романа, начина­ ющегося с символического описания грозы: «В полдень, далеко на Западе, предвещая ^ о з у , послышались глухие раскаты грома. Умолкли птицы. Насторожились и притихли деревья. Поникла начавшая желтеть от па­ лящего зноя трава. Разорвав на части сгустившуюся тиши­ ну, совсем близко и оглушительно прогрохо­ тал гром. Горы, послушно и торопливо, гулким^эхом передавали одна другой этот гневный рокот, пока он не рассыпался сер­ дитым ворчанием по ущельям и долинам за перевалом. Еще один раскат пересчитал все горные вершины. Снова удар — и опять поскакало, затихая, эхо. Травинки, крепче вцепившись корнями в землю, тонко, как струны топшура, зазве­ нели под порывами ветра. Расталкивая и обгоняя друг друга, с запада понеслись кос­ матые тучи. Они, словно ненасытный мно­ гоголовый Дьелбеген, пожирали голубиз­ ну неба, проглатывали горы и деревья на них, устремлялись к земле...». Красочное, поэтическое описание, но надо сказать, что романтическая стихия здесь пошла на убыль, она не господствует, как в поэзии. В романе более трезвое осмысле­ ние жизни, более реалистическая ее оценка. Развитие романа подчинилось логике характера главной героини — Арины, че­ ловека высокой и трудной судьбы. Потря­ сает динамизм ее характера, призрачная тонкость взаимоотношений героев при креп­ кой постройке в общем-то не так уж нап­ ряженного сюжета, а также доверительная авторская интонация. В романе хорошо показана борьба ново­ го со старым, которое упорно не желает сдаваться. Героиня смело бросает вызов отжившим обычаям и представлениям, которые отнимают у нее права человека. При этом Арина женственна и мягка. И все же она побеждает все злые силы, встречавшиеся ей на пути. Что помогло ей? Незаурядный личный характер и новая жизнь, давшая ей силу. Творчество Л азаря Кокышева склады­ вается в цельное единство, за которым и позиция художника, и его характер челове- ка-жиэнелюба, который поле жизни мечтал перейти «поэтом ли, но человеком — точно». ♦

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2