Сибирские огни, 1988, № 11

с. КАТАШ, В. ЧИЧИНОВ ЧЕЛОВЕК ЛИТЕРАТУРЫ по СТРАНИЦАМ АВТОБИОГРАФИИ Л. В. КОКЫШЕВА У человека литературы — две биогра­ фии. Одна — та, что изложена в анкете. Она состоит из фактологии и дат. Вторая — не следует в точности за датами, не имеет порой законченных, точ­ но обозначенных событий, но не менее, чем первая, сказывается в произведениях твор­ ца. Это, как правило, биография его талан­ та, гражданской зрелости и духовной жиз­ ни. Эта вторая биография более интересна, чем первая. Именно такова творческая биог­ рафия писателя Л. В. Кокышева. Для нас, знающих Л азаря Васильевича, много лет общавшихся с ним, судить о его творческой биографии легко и трудно, ибо Л азарь Кокышев и алтайская литература — понятия идентичные. Когда речь идет об алтайской литературе, ее невозможно вос­ принять без писателя, поэта, драматурга, публициста Кокышева. Поэтому их воспри­ нимаешь сегодня не раздельно, а в тесном единении. Литература — явление динамич­ ное, она все время развивается, выносит на суд новые имена. И все же невозможно представить алтайскую литературу без этого талантливого человека. Он был настолько талантлив, так много сделал в литературе за короткую жизнь, что его имя писателя не убудет, пожалуй, никогда. У него был жизнерадостный характер, который можно сравнить разве что с харак­ терами испанцев — Лопе до Веги и Гарсиа ■Лорки. Не зря он говорил о магической поэзии Лорки, очень гордился собранием со­ чинений «вечного юноши Испании» Лопе де Веги, которое стояло на полках его биб­ лиотеки. Он и сам остался в памяти всех, кто его знал, «вечным юношей Горного Алтая». Это был человек-оптимист, захватывающе интересный собеседник с многогранным та­ лантом. Чтобы понять диалектику души худож­ ника, необходимо, не отрываясь от фактов его биографии и каких-то житейских под­ робностей, проследить за его творчеством. Д ля этого мы хотим воспользоваться не­ сколько необычным литературоведческим приемом, обратившись непосредственно к автобиографии Л азаря Васильевича Кокы­ шева, написанной им в конце 60-х годов в зените его короткой жизни. Автобиография, написанная рукой самого писателя, дума­ ем, поможет нам, а следовательно читате­ лям, приобщиться к его личности от первого лица. Не случайно свою статью — эссе о писа­ теле — мы озаглавили двумя названиями. Первое — «Человек литературы» и второе — «По страницам автобиографии Л азаря Васильевича Кокышева». Итак, переходим к страницам автобиог­ рафии. В автобиографии Кокышев пишет очень скромно: «Родился в 1933 году в селе .Ал- тай-Камлак Шебалинского района Горно- Алтайской автономной области. Окончив Горно-Алтайскую национальную школу в 1952 году, поступил в Литературный инсти­ тут имени Горького. Занимался в течение пяти лет на семинаре известного русского поэта Владимира Луговского. После оконча­ ния института работал редактором в нацио­ нальном издательстве, ответсекретарем Горно-Алтайской писательской организации, научным сотрудником НИМИ ЯЛ, редакто­ ром радио. За все эти годы написал три романа, две повести. 12 книг стихов и поэм. Перевел на алтайский язык стихи и поэмы Пушкина, поэмы Лермонтова. «Коб­ зарь» Шевченко, отдельные стихи Бернса. Блока, «Мороз — красный нос» Некрасова, прозу и стихи многих поэтов и прозаиков РСФСР и братских республик. Сейчас заканчиваю книгу новых стихов и небольших поэм...», И все. А написано это было в 1969 году, когда творчество писателя было уже широ­ ко известно, а сам он становился одной из самых популярных личностей в Горном Алтае. И такая скупая, почти протокольная за­ пись. Это очень для него характерно. В ней отразилась скромность поэта, но нет главного: что за человек был Л азарь Кокы­ шев, каково его творческое лицо, в чем особенность его поэтики? Об этом может рассказать тачько его творчество, ставшее биографией его души, об этом может пове­ дать только она, его единственная лирика, ставшая для него средством проникновения во внутренний мир человека. Главное в его художественных исканиях — человек. Л азарь Васильевич Кокышев был исключительно современный писатель, если понимать под современностью не док>-ч-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2