Сибирские огни, 1988, № 11
преступление, за которое надо отвечать по закону. В таком «патриотизме» неимоверно много перекосов и чрезвычайно мало поль зы. Иезуитская формула — цель оправды вает средства — очень живуча, и мы должны ее искоренять везде. Действительно, до чего мы бездумно уро дуем нашу родную землю! И бесхозно! Соз дается впечатление, будто мы не живем, а только все покоряем! Мы заливаем миллио ны гектаров плодородных земель, лучшую сибирскую древесину. Уничтожаем не толь ко лес, во и все живое, травим воду. В на ших водохранилишах хранится стоячая, а по сути мертвая вода, в которой ничего нет. Глядя на все это, люди меняются. Ре зультат этих изменений — ломка характера. Человек осознает, что отношение к приро де принципиально мало чем отличается от отношения к нему. Его не ценят. Ибо по зиция: после нас хоть трава не расти, после нас хоть потоп — переносится на психоло гию низов, становится мироотношенческой нормой. Сами люди чувствуют себя времен щиками. А ведь мы числимся хозяевами своей земли! Таким образом, мы потеряли огромное количество самых плодородных земель (поймы рек), вековые леса, погубили воду, изменили климат (повышенная влажность — нарушение равновесия а природе). Убы ток невосполнимый! Для того, чтобы восстановить тайгу, потребуются миллионы лет! А ведь выделя лись деньги на подготовку ложа водохра нилищ. Но они тратились на другие работы, а на очистку ложа не хватало ни трудовых ресурсов, ни техники, ни времени. И это при том, что была другая концепция строитель ства гидроэлектростанций — без затопле ния. О ней говорится в моем романе. Все это, увиденное и пережитое, внутрен не готовило меня заговорить в полный го лос, рассказать с беспощадной откровен ностью. Я выстрадал роман. И прежде всего мне хотелось сосредоточиться на нравственном аспекте этой потребности го ворить. Насколько все удалось — рассудят читатели. Дело в том, что процесс перестройки шел и тридцать и пятнадцать лет назад — все что-то укрупняли и что-то разъединяли... Но неизменным оставалось весьма сущест венное: у рабочего человека не было осед лости, ощущения постоянства, он сам не мог отвечать за свою судьбу — им распоря жались. Поэтому у меня возникло желание изобразить жизнь и быт таких людей, по казать, как они работают. Мой Иван Лонцов еще до нынешней перестройки увидел, что пропадает мастер ство, профессионализм, обесцениваются нормальные человеческие отношения — чес- стность, искренность, порядочность. Он нигде не нашел родного начала и видел, что вокруг него живут обездоленные, иска леченные люди. Ведь вроде бы государство заботится о трудящихся, но это абстракт ная забота — обо всех. А где конкретная — о каждом?! В первую очередь Ивана гонит на заработ ки обездоленность, как, впрочем, и многих других. Он прекрасный мастер своего дела, но то его не принимают на работу потому, что у него нет прописки, то не прописыва ют потому, что он не работает. Какой то заколдованный круг! Гражданин страны Советов у себя дома оказывается на улице. Если у тебя нет командировочного удосто верения или денег, то тебя не поселят в гостинице. Впрочем, и с деньгами не всегда можно устроиться на ночлег. Я не пред ставляю, что бы было с Иваном и ему по добными, если бы не было добрых людей. Наверное, он пошел бы грабить, убивать или покончил с собой. И все по той же причине, что у нас возникла диспропорция между производителем и потребителем. Появилось страшно много людей с ложкой. Мало того — у нас выделилась элита в рабочем классе, целая прослойка непроиз- водителей, скрытых тунеядцев; неработа ющие бригадиры, звеньевые и прочие. На шестерых работающих — один штатный ру ководитель. Снизу все это хорошо видно. И это отстраняет человека, он не считает государство своим. Рядом с уравниловкой соседствует огромное неравенство. Получа ется, что чем больше человек работает, тем меньше он получает. Черт знает, что такое! О бичах государство никак не заботится. А ведь они идут потоком, осваивают тяже лейшие участки народного хозяйства. Пос ле проделанной работы их просто-напросто выбрасывают на улицу. И они вынуждены кое-как приспосабливаться, чтобы выжить. У них нет ни угла, ни возможности для пе реквалификации. В капиталистической Канаде хозяин прииска строит для своих сезонников коттеджи, дает им возможность как-то подработать, бережет кадры для следующего сезона, ибо они специалисты своего дела. А что же происходит у нас? Не так давно бывший председатель Совмина распорядил ся очистить Магадан от бичей. Их вывезли на судах и самолетах на Дальний Восток, в Иркутск, Красноярск. И бросили... Ре зультат сказался незамедлительно: в сле дующий сезон резко упала добыча цветных металлов, на стройках сказалась нехватка рабочих рук. Снова крайность — ринулись вербовать кого попало, даж е тех, кто на Колыме никогда не бывал. А какие из них специалисты и разведчики недр?! Причем после сезона их постигала участь предшест венников. Я считаю вполне определенно, что если за человеком закреплено конститу ционное право на труд, он должен пользо ваться этим правом.» В заключение хотелось бы добавить, что в нашем случае речь не только о бродягах Севера, бичах Череповца и портовых горо дов ' - - -------------- -------------------------. V./ ’оссии, но даж е и Москвы. Ведь двор ник с высшим образованием и «своей фило софией»— это аномальное явление в государстве, которое нужно преодолевать с тем, чтобы вернуть Отечеству полнокров ную созидательную жизнь.»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2