Сибирские огни, 1988, № 11
— Тогда что? — Я не знаю, Иван, что бы я тебе ни сказал, это можно принять только на ве ру, ибо пф верка сказанному — только вре мя, а мы даж е не знаем, куда оно ведет от чет — вперед или назад. Пусть я говорю глупости, но я не делаю никаких секретов. Я утверждаю — истина лежит по ту сто рону нашего сознания. В этом моя правда, человек без правды, без веры во что-то уже сам по себе бросовая вещь. Человек наде ется познать истину, и это заставляет его жить и трудиться. Сам по себе труд, ли шенный смысла, необходим только для того, чтобы жить. Если допустить, что жизнь перестает иметь смысл, то и труд переста нет быть необходимостью. Все так просто. И очень сложно. Что же еще тогда удержи вает человека на этой земле? Плоть? Не знаю. Боязнь, слабоволие — все это тоже вздор. Если в человеке останется сознание, он живет. Духовное выше материи, а стало быть, и духовное живуче. Доказательство тому — человек физически одряхлел, нику да не годится, а духовно он еще в расцве те сил. Это, казалось бы, несоответствие есть не что иное, как равновесие, действую щее в природе. Оно и есть опора жизни на земле». Перед нами довольно цельная, хотя и противоречивая система философских воз зрений на сущность бытия, соединяющая в себе диаметрально противоположные нача ла: библейские истины и декартовский ра ционализм, ницшеанские откровения и скеп тицизм... Словом, философию жизни Хри патого я бы назвал своим термином — ме тапостижение: хрипатовщина и философия Хрипатова. Что же это за феномен, почему он так воздействует на читателя и по какой причине он довольно устойчив? Прежде всего всплывает в памяти знаме нитый бердяевский афоризм из его экзи стенциальной философии, суть которого в том, что истина экономического материализ ма заложена еще в Библии: человек в поте лица должен добывать хлеб свой. В миро воззренческой системе Хрипатова он поко ится где-то у основания, не допуская воз можности сосуществования свободного, ос вобожденного труда. Пусть даже это будет и вбивание лома (положим, человек строит своими руками собственный дом или вска пывает огород). Это тяжелая, монотонная работа, т. е. тот труд, который необходим для поддержания жизни независимо от то го, есть ли у человека смысл ее или нет. В данном случае категории труда и работы размыты и отождествлены по ряду соци альных причин. Отождествление произош ло из-за утраты вектора направленности высшей нравственной ценности человечест ва, абстрактно именуемой трудом, утраты веры в освобожденный труд, или, иначе говоря, идеала. Апелляция Хрипатого к известной истине о том, что насилие человека над человеком — извечный враг людей, и ничего тут не поделать,— подчеркивает мысли Ницше о сущности человеческой природы, которую довольно ясно прокомментировал выдаю щийся марксист, один из вождей немецкого пролетариата Франц Меринг: «По Ницше, жизнь в сути своей —• это присвоение, ущемление, подавление чужих и более сла бых, угнетение, жестокость, аннексия, и по меньшей мере, по самому малому счету ^ эксплуатация»*. Что же, вроде все тут вер но, но как это знание о человеческой при роде может согласовываться со свободой мысли отдельного индивидуума и потенциа льной возможностью создавать миры?! Ведь животное, которому присуща аналогичная природа его существа, лишено возможно сти творческого созидания и способности формировать материю так, как это в сос тоянии сделать человек. Вспомним Маркса: «Животное формирует материю только со образно мерке и потребности того вида, к которому оно принадлежит, тогда как чело век умеет производить по меркам любого вида и всюду он умеет прилагать к пред мету соответствующую мерку: в силу этого человек формирует материю так же и по за конам красоты»^. В этом главное отличие человека от животного, отличие, игнориру емое Фридрихом Ницше, приведшее, как известно, к тому, что ницшеанское пости жение существа жизни легло в основу идео логии фашизма: раз такая природа и ниче го с ней не поделать, то одна надежда на тупую демоническую силу — в ней твое счастье! Когда-то один старый философ (ныне по койный), специалист по фашизму, объяснил мне его гносеологическую анатомию. Пред ставь себе, говорил он, прачеловека — го лого, беззащитного перед громадным ма монтом. Как ему победить его, как выжить? У него было два пути (я допускаю и тре тий.— В. Л .): первый, самый примитив ный — качать мускулы и развивать физиче скую силу до предела, который в состоянии одолеть хищника,— по этому пути пошли человекообразные обезьяны, которых мы именуем гориллами; и второй путь — орга низовать мысль, разум, изобрести копье, топор, лук, стрелы,— по нему пошел Ь о то 5ар1еп8, и это был верный путь. Помню, та кая раскладка, пусть она грубая и прими тивная, тогда меня потрясла. В самом де ле — это универсальная лакмусовая бумаж ка для взятия пробы на фашизм. Но ведь знание природы человеческой позволяет найти способ воздействия на нее, попытать ся изменить ее. И если истина только в страдании — то ничего страшного в том не будет, если попытка окажется неудачной. Можно сделать несколько попыток и нужно это делать, а не застывать на одном гноси- се животной природы человека! Пусть это будут свои рецепты или чужие — неважно. Важно найти верный рецепт. Нужно дви жение, и при этом не обязательно знать тайну той стороны и направление време ни — вперед или назад? Страшно стоять на месте, и куда более прогрессивно искреннее заблуждение, разумеется, по отношению к застою. В философии хрипатовщины отчетливо ви ден эклектизм и его главное противоречие: с одной стороны — ставка на мысль, как на высшую ценность, с другой — статич ность знания человеческой природы и бесси лие перед ней. Хрипатовщина пытается сов-^ местить несовместное. ' Ф р а н ц М е р и н г . Избранные- труды- по зстетике, т. 2. М., «Искусств»», 1985, с 265. “ К. М а р к с и Ф. Э н г е л ь с. Из р а ш а д ‘ произведений. М., 1956, с. 666.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2